Надежды на оживление делового климата в сфере оптовой торговли во втором квартале 2014 года не оправдались. Оптовики продолжили год в рамках стагнирующего тренда.
Во II квартале 2014 года, как и в предыдущем, индекс предпринимательской уверенности оказался одним из самых низких за последние четыре года – +4%, тогда как в аналогичном периоде 2013 года его значение составляло +6%.
Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было существенное сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию. Причем речь идет и о фирмах, ориентированных на сферу потребления населения, и о компаниях, чьи клиенты – производственные предприятия. Это повлекло за собой снижение объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота и прибыли.
Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
Портфель заказов динамично сокращался по всем группам реализуемых оптовиками товаров. При этом доля предпринимателей, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, возросла и составила 63%. В итоге 40% руководителей оптовых компаний констатировали снижение прибыли.
От неплатежеспособности покупателей пострадали, прежде всего, оптовые фирмы, реализующие бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары. Хуже стали себя чувствовать и организации, поставляющие пищевые продукты, парфюмерные и косметические, а также фармацевтические и медицинские товары. По сравнению с началом года заметное замедление бизнес-активности произошло в организациях, поставляющих автотранспортные средства и автомобильные детали, узлы и принадлежности, спрос на которые зависит от конечных потребительских интересов.
На ухудшение экономической конъюнктуры оптовики отреагировали ростом цен. Более 60% руководителей оптовых компаний констатировали увеличение стоимости продаваемой продукции. В большей степени возросла оптовая цена реализации на товары, предназначенные для производственных нужд. Речь идет о химических продуктах, руде и металлах, топливе и автотранспортных средствах.
Экономисты ЦКИ считают, что и в III квартале 2014 года кардинального изменения ситуации не произойдет. «Оптовый сегмент по-прежнему развивается в русле инерционного сценария российской экономики, наглядно демонстрируя дальнейшее ослабление динамики большинства ключевых индикаторов торгового процесса», – подчеркивается в мониторинге.
Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:
Во II квартале 2014 года отсутствовали ярко выраженные конъюнктурные события, а также серьезные статистические корректировки, способные внести ожидаемые позитивные изменения и раскачать сектор. В результате, I полугодие организации оптовой торговли завершили в рамках своеобразной стратегической константы, тактические переменные которой, несмотря на достаточно жесткий и зачастую провокационный внешний фон, по-прежнему выступают нейтрализаторами многочисленных «стресс-факторов».
Несмотря на невпечатляющий экономический рост оптовой торговли в I полугодии, отрасли все-таки удается сохранять статус относительно позитивного вида деятельности, по крайней мере, по сравнению с вялым развитием промышленности и депрессивным строительством.
Тем не менее, вся сложность ситуации состоит в том, что в последние два квартала индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), несмотря на сохраняющиеся положительные темпы роста, завис в критическом диапазоне. Последующая негативная коррекция индекса даже на 1 п.п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным, в казалось бы «забытом» 2009 году. И этот «один шаг» на фоне текущей и ожидаемой динамики вполне возможен, прежде всего, в силу следующих внешних и, как следствие, нарастающих внутриорганизационных негативных особенностей конъюнктурного момента:
Таким образом, позитивный пересмотр прогноза смены экономической парадигмы – все еще неопределенное будущее, а риск появления очередных негативных сюрпризов перевешивает надежду на скорый и качественный разворот тренда. Единственное, что остается оптовикам, это продолжать контролировать риски и косты, оптимизировать бизнес-процессы, четко понимать свою нишу на рынке, предлагая товары, отвечающие запросам целевых клиентов.
Полный текст монторинга «Деловой климат в оптовой торговле во 2 квартале 2014 года»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!