Человеку все сложнее совладать с явлениями киберпространства. Это самоорганизующаяся система, от которой исходит угроза как для потребителей, так и для производителей информации, подчеркнул заведующий научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Иосиф Дзялошинский в докладе «Экология медиапространства: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов».
В медиасфере происходят процессы, последствия которых опасны для человечества. Среди них Дзялошинский акцентировал угрозу экспоненциального увеличения количества информации, которое делает бессмысленными попытки управлять ею. Количество разного рода сведений уже выходит за все мыслимые рамки, при этом многие тексты не отражены в каталогах, а поисковые системы в силу своего несовершенства не могут их найти. Обилие современных медиаисточников в России отражено на рис. 1. Одних только печатных периодических изданий зарегистрировано 64,7 тысяч. К этому следует добавить 6,9 тысяч действующих лицензий на теле- и радиовещание и 5,4 миллионов доменных имен в интернете.
Рисунок 1. Бесчисленные тексты, океан сведений
Источник: презентация И.Дзялошинского
В этом контексте уместно говорить о технологической сингулярности – моменте, который наступит после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин и интеграции человека с ними. «После этого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию людей», – считает докладчик. Кстати, многие прогностические модели, в том числе российские (Панов А.Д. Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI). – М, изд-во ЛКИ, 2008), предсказывают точку сингулярности в весьма обозримом будущем – в районе 2030 года.
Еще одной оборотной стороной разрастания медиасферы может стать «информационная агрессия со стороны СМИ и интернета». При этом часть информации может быть скрыта «в интересах национальной безопасности». Также возрастают риски информационных диверсий, отметил исследователь.
В трансформирующейся медиасреде иначе трактуются вопросы этики. Особенно влиятельно в этом смысле телевидение. Оно отличается в России «большим количеством эротики, демонстрацией девиантного поведения, низким уровнем русского языка» и высоким уровнем агрессии, указал докладчик.
В эфире постоянно фигурируют катастрофы. Между тем, по данным ВОЗ («Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» 2003 года ), у людей в возрасте от 6 до 21 года существует значительная положительная корреляция между картинами насилия в СМИ и агрессивным поведением. «Несоблюдение необходимых правил психологической защиты средствами массовой коммуникации приводит… к массовой травматизации населения, отдаленные последствия которой, по имеющимся данным, еще хуже непосредственной эмоциональной реакции страха или гнева», – отмечается в работе Дзялошинского.
Не менее опасный процесс в медиасфере – формирование нового глобального медиапорядка, в котором «рулит» ограниченный круг транснациональных корпораций. Информационную политику будут диктовать гиганты типа TimeWarner, SonyCorporation, MatsushitaElectricIndustrial, приводит примеры эксперт. В этом смысле глобализация может стать «тяжелым испытанием для этнических сообществ». В то же время, уточнил докладчик, ее усиление ведет к сопротивлению со стороны национально-государственных образований, стремлению народов сохранить свои традиции.
В новой среде происходит и рост информационного и коммуникационного неравенства между странами, регионами и социальными группами. На одном полюсе оказались digitalnatives, «цифровые аборигены», – те, кто уверенно пользуется цифровыми технологиями (термин ввел в 2001 году американский популяризатор технологий обучения Марк Пренски в статье «DigitalNatives, DigitalImmigrants»). На противоположном полюсе находятся digitalimmigrants– люди постарше, слабо ориентирующиеся в цифровом мире. Впрочем, цифровое неравенство можно трактовать и с точки зрения социально-экономического статуса – как различия в доступе к новым информтехнологиям людей с разными размерами доходов и уровнем образования. «В России наиболее характерен цифровой разрыв между городом и селом, которые не составляют единого информационно-коммуникационного пространства», – уточнил докладчик.
Еще одна серьезнейшая угроза – рост зависимости людей от интернета, в том числе, социальных сетей. Ими пользуется 99,7% среднесуточной аудитории Рунета, или 30,9 млн. человек, подсчитала международная компания Comscore, специализирующаяся на веб-аналитике. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц, и это мировой рекорд. «Российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости», – отмечается в докладе.
Это доказывает в том числе популярность киберсекса – сайтов, чатов и телеконференций с сексуальной тематикой. Формируется и аддикция, связанная с кибер-отношениями – флиртом и дружескими контактами в интернете. Разрушителен и «сетевой азарт» – патологическая привязанность к азартным играм в Паутине, онлайновым аукционам, биржам и пр. Наконец, небезопасно «электронное бродяжничество» – многочасовая бесцельная навигация по интернету. Источником удовольствия при этом во многом служит сам факт пребывания в Паутине.
Нередко спутник подобных аддикций – эскапизм, бегство в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, уязвимых, склонных к депрессии, тяготящихся работой или социальным окружением.
Новая медиасреда влияет и на когнитивные способности. Так, для «цифровых аборигенов» (13-24 года) характерно клиповое мышление. Человек не способен сосредоточиться на чем-то одном (решаются сразу несколько задач), мыслить целостно, у него ослаблены аналитические способности (в этом смысле поколением Digitalnativesлегче манипулировать). «Цифровым аборигенам» присущ своеобразный социальный аутизм: у них хуже сформированы навыки общения, они замкнуты и нередко не несут ответственности за свои действия.
Впрочем, следующее поколение людей (те, кому до 12 лет), скорее всего, еще более зависят от медиа-электроники. Это люди «цифровые с рождения». В итоге увеличивается психологический разрыв поколений: между «цифровыми с рождения» и «цифровыми аборигенами», с одной стороны, и «цифровыми иммигрантами» (до 34 лет) и бэби-бумерами (до 54 лет, они еще меньше ориентируются в цифровой технике, чем «цифровые иммигранты»), с другой.
В таких условиях пора думать над тем, как улучшить отношения между людьми и медиа. Разработка принципов разумного взаимодействия людей с медиасферой – задача новой дисциплины, экологии медиапространства. Ей предстоит сформировать здоровое информационно-когнитивное пространство, адаптировав человека к новой медиасреде и уменьшив негативное влияние на него со стороны СМИ.
См. также:
Коммуникационная революция создает нового медиапотребителя
Приручить «цунами» информации
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Интернет станет главным помощником в деле самообразования
«Мобильный» интернет используют любители инноваций
Полный текст презентации «Экология медиапространства: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!