На фоне провала бюджетных показателей регионов в первом полугодии 2013 года, статистика по доходам консолидированных региональных бюджетов в первые шесть месяцев текущего года выглядит неплохо. Доходы регионов в целом (без учета данных нового для России Крымского ФО) выросли на 8,5%.
Приличными темпами росли практически все важнейшие составляющие доходов. К примеру, налог на прибыль перестал быть основной проблемой региональных бюджетов. Рост его поступлений к низкой базе 2013 года составил 17%. Для справки: рекордный рост платежей по налогу на прибыль в региональные бюджеты был зафиксирован в 2012 году, когда суммы выросли почти на треть к показателям 2011 года.
Одновременно с быстрым ростом поступлений налога на прибыль, с 11,2% в 2013 году до 6,7% в 2014 году замедлился рост платежей по НДФЛ. Причина – в замедлении роста заработной платы в текущем году.
Трансферты из федерального бюджета в первом полугодии 2014 года выросли на 7,5% (против сокращения почти на 20% год назад) и перестали быть фактором сокращения региональных доходов.
Из-за роста на рынке доли высококлассного дизельного топлива, облагаемого по более низким акцизным ставкам, снизились поступления акцизов на бензин и дизтопливо.
Таблица 1. Темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов в 2013 и 2014 гг. за первое полугодие, в % год к году
2013 к 2012 | 2014 к 2013 | |
Доходы в целом | 94,8 | 108,5 |
Налог на прибыль | 74,5 | 117 |
НДФЛ | 111,2 | 106,7 |
Акцизы | 111,4 | 92,2 |
Трансферты | 81,3 | 107,5 |
Источник: Федеральное казначейство.
Расходы региональных бюджетов в первом полугодии 2014 года (также без учета Крыма) по отношению к соответствующему периоду прошлого года выросли на 6,7%.
Инфляция составила 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Следовательно, в реальном выражении расходы региональных бюджетов практически не изменились.
Профицит региональных бюджетов в первом полугодии составил 83 млрд рублей (это 2% от доходов). В принципе, профицитное исполнение в первом полугодии характерно для региональных бюджетов, но в отличие от кризисных 2013 и 2014 годов, в 2010-2012 годах это профицит был существенно больше и в абсолютном и в относительном выражении. Например, в 2012 году профицит в первом полугодии составлял 10% доходов.
Таблица 2. Доходы, расходы и дефицит региональных бюджетов, млрд. руб.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014, 1 вар. | 2014, 2 вар. | |
Доходы | 6534 | 7641 | 8060 | 8198 | 8424 | 8891 |
Расходы | 6634 | 7676 | 8339 | 8837 | 9561 | 9400 |
Дефицит | -100 | -35 | -279 | -640 | -1137 | -509 |
Дефицит, в % к ВВП | 0,22 | 0,06 | 0,45 | 0,96 | 1,59 | 0,71 |
Источник: Федеральное казначейство, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Таблица 2 содержит два варианта прогноза доходов и расходов регионов в 2014 году, которые основаны на коэффициентах равномерности исполнения бюджетов (на соотношении полугодовых и годовых данных исполнения бюджетов). Если для прогноза использовать средние за период 2010-2013 годов коэффициенты равномерности и по доходам, и по расходам (вполне обоснованный подход), то получается первый вариант прогноза с огромным дефицитом и непонятными источниками его финансирования. Не будем забывать, что уже по итогам прошлого года ряд регионов оказался в кабале у коммерческих банков, в текущем году получение банковских кредитов даже в объеме 2013 года (283 млрд рублей) кажется экспертам маловероятным.
Рисунок 1. Доходы и расходы региональных бюджетов в 2010-2014 гг., в % к ВВП
Источник: Федеральное казначейство.
Второй вариант прогноза основан на коэффициентах равномерности исполнения региональных бюджетов за 2013 год. В 2013 году доходы регионов в первом полугодии составили всего 45% от годовых, а в предыдущие три года этот показатель превышал 48%. При таком подходе дефицит сокращается более чем вдвое и составляет около 500 млрд рублей. Однако и его профинансировать будет непросто, с учетом уже упомянутой закредитованности регионов в коммерческих банках и небольших остатках на бюджетных счетах.
В сложившейся ситуации федеральному центру предстоит найти ресурсы оказания регионам дополнительной финансовой поддержки сверх 150 млрд рублей, выделяемых в соответствии с майскими поправками к федеральному бюджету. Альтернативный вариант – наращивание регионами просроченной кредиторской задолженности. Речь идет о просроченных бюджетными учреждениями платежах за свет, воду, услуги подрядных строительных организаций.
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №76, 9 – 22 августа 2014 г.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!