Кризисы на финансовых рынках могут возникать в результате так называемых «информационных каскадов», когда инвесторы предпочитают идти за толпой, а не принимать самостоятельные решения. Это проявление так называемого «стадного поведения» (Following the Herd).
Согласно теории информационных каскадов, стадное поведение запускают первые несколько человек, принявших одинаковое решение. Происходит это, например, следующим образом: два трейдера при покупке акций последовательно делают выбор на основе неверной информации. Третий, игнорируя собственные объективные данные, следует их примеру, считая, что предыдущие трейдеры обладают информацией, указывающей на правильность принятого ими, а не альтернативного решения. Остальные же инвесторы вполне рационально идут за мнением первых трех трейдеров (исходя из того же предположения, что трейдеры, принявшие решения ранее, обладают информацией в пользу данного решения) и запускают «информационный каскад» неправильных финансовых решений.
Экономическая теория говорит о том, что человек должен с одинаковым вниманием оценивать как собственную информацию, так и идущую извне, от других людей. И в этом контексте объяснимо, почему трейдер может принять неправильное решение, опираясь на данные, которые количественно (по числу мнений) перевешивают его собственные.
Однако в 90-е годы поведенческие эксперименты, проведенные психологами, показали, что люди в большинстве случаев в ситуации выбора склонны уделять большее значение личной, чем социальной информации.
Тем не менее, каскады неправильных решений, когда люди игнорируют собственную верную информацию, все-таки случаются. Василий Ключарев и его коллеги из Швейцарии Рафаэль Хубер и Йорг Райскамп провели уникальный эксперимент, решив понять, каков механизм запуска информационных каскадов на уровне мозга. На сегодняшний день это – первое в мире исследование информационных каскадов, сделанное в области нейроэкономики (смежной научной дисциплины, находящейся на стыке нейробиологии, психологии и экономики, и изучающей механизмы принятия решений). Научная статья о результатах работы опубликована в журнале «Social Cognitive and Affective Neuroscience».
Первые исследования и доклады, посвященные теории информационных каскадов, появились в 90-е годы. Спустя несколько лет события нулевых наглядно продемонстрировали последствия эффектов стадного поведения на финансовых рынках. «Например, в 2007 году можно было наблюдать разрушительный феномен – пузырь на рынке недвижимости США», – привел пример Ключарев. Всплеск и падение рынка акций интернет-компаний в 1997-2000 годах – также проявление стадного поведения инвесторов.
«Нельзя сказать, что причина всех кризисов заключается всего лишь в тенденции людей идти за толпой. Финансовый кризис – это сложный феномен, который требует разносторонних исследований», – предостерегает Хубер от громких выводов. Тем не менее проведенное исследование демонстрирует, насколько сильно от механизмов работы человеческого мозга может зависеть ситуация на финансовых рынках и не только. Яркий пример проявления стадного поведения – сфера моды, а также многие профессиональные области, в которых специалисты при принятии решений опираются на мнения коллег.
Ученые поставили задачу понять, каков механизм возникновения информационных каскадов на уровне мозга, кто запускает каскады и что происходит в мозге людей, которые в большей степени полагаются на мнение окружающих, запуская информационные каскады. «Самое интересное, что происходит в самом начале каскада, когда два человека уже приняли решение, а третий должен сделать выбор, имея в распоряжении личную информацию и информацию о решении двух других людей», – пояснил ученый.
В исследовании приняли участие 27 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 29 лет. На время эксперимента каждого испытуемого помещали в магнитно-резонансный сканер. В течение двадцати минут человек должен был принять решения в 32 смоделированных ситуациях относительно покупки акций. Во всех ситуациях предлагалось сделать выбор между двумя акциями. Испытуемый располагал, с одной стороны, личной информацией, а с другой, социальной – решениями двух других трейдеров.
Эксперимент подтвердил результаты поведенческих экспериментов – подавляющее большинство (24 из 27 человек) имеют тенденцию придавать больший вес своей собственной информации во время принятия решений. Однако ученых интересовал вопрос, кто именно, люди с какими особенностями работы мозга, запускают информационные каскады.
Исследователям удалось выяснить, как мозг разных людей реагирует на ситуацию неопределенности, когда надо сделать выбор между личной и социальной информацией.
«Неопределенность – очень интересное явление как с точки зрения психологии, так и с точки зрения нейроэкономики. Она продуцирует в мозге конфликт, – рассказал Ключарев. – И здесь есть два компонента: когнитивный (холодный), когда мы просчитали и вполне рационально понимаем, что находимся в ситуации неопределенности, и эмоциональный, когда реагируем на неопределенность. В эти реакции вовлечены два разных участка головного мозга – височная и инсулярная кора».
Согласно предыдущим исследованиям, инсулярная кора активируется, когда человек испытывает сильную эмоциональную реакцию, например, горе или отвращение, а височная, когда необходимо произвести математические операции и расчеты.
Исследование Ключарева и его коллег показало, что чем активнее эмоциональная кора при восприятии личной экономической информации, полученной на рынке, тем менее люди склонны запускать информационные каскады, то есть руководствоваться при принятии финансового решения социальными, а не собственными данными.
Интересно, что у этих же людей в момент получения личной информации менее активна область, связанная с когнитивной рациональной переработкой информации. Если исходить логически из полученных выводов, то каскад неправильных решений на финансовом рынке могут запускать люди, чей мозг более рационально, холодно воспринимает собственную информацию. А таких, как показал эксперимент, меньшинство. У большинства людей при получении личной информации эмоциональная область активна, и у них достаточно высока сопротивляемость к тому, чтобы запускать информационные каскады.
Результаты исследования, как отметил Ключарев, не вписываются в классическую математическую модель экономической теории, которая говорит о том, что люди должны одинаково рационально воспринимать социальную и личную информацию. «Все-таки большинство людей склонны реагировать на личную информацию эмоционально, а не действовать как роботы», – делают вывод исследователи.
По сути, результаты исследования корректируют теорию информационных каскадов. «Каскады действительно возникают, но не так часто как это предполагает экономическая теория», – заметил Ключарев. «Но надо иметь ввиду, что если каскад уже случился, и вы оказались на рынке слишком поздно, согласно любой теории, вы вряд ли сможете сопротивляться. Что делать с личной “правильной” информацией, если миллионы других людей срочно продают акции, вызывая обвал на бирже?», – добавляет ученый. В таких ситуациях уже по полной программе срабатывают законы стадного поведения.
Однако исследователи обращают внимание, что стадное поведение само по себе не является злом. Никогда до конца невозможно знать, с чем мы имеем дело – с каскадом неправильных решений или, наоборот, с каскадом оптимальных решений, поясняют ученые. В последнем случае стадное поведение оказывается оправданным. «В нашей культуре есть представление, что стадное чувство – это нечто плохое. Но нередко на самом деле стоит следовать за окружающими, поскольку это разумно. И это подтверждают многие теории, в том числе теория информационных каскадов», – замечает Ключарев. В то же время, стадное поведение может приводить к возникновению кризисных ситуаций на рынке.
Поэтому проведенное исследование – своего рода один из пазлов потенциальной мозаики, которая могла бы проиллюстрировать в полной мере механизмы возникновения финансовых кризисов, заметил Рафаэль Хубер. Но чтобы эта мозаика сложилась, необходима дальнейшая совместная работа экономистов, нейробиологов, социальных психологов и специалистов из других областей.
См. также:
Мозг – заложник стадного инстинкта
Экономика нейронного импульса
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!