Алкоголь в России является распространенным объектом контрафакта наряду с брендовой одеждой, аксессуарами и аудиопродукцией. Причем цена алкоголя – не единственный фактор, который влияет на решение человека потреблять контрафакт, выяснила в ходе исследования «Потребление контрафактного алкоголя в современной России: роль культурных и структурных факторов» Зоя Котельникова. Например, значимую роль играет социальное окружение – соседи, родственники, знакомые.
С 2006 года в России идет антиалкогольная кампания, инициированная государством. Важно понимать, как она влияет на рынок поддельной алкогольной продукции, отметила автор исследования.
Базой для исследования послужили данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2012 год. В ходе работы были проанализированы результаты опроса свыше 18 тысяч человек.
Радикальные антиалкогольные реформы середины 1980-х в СССР способствовали развитию нелегальных рынков производства и сбыта спиртных напитков. Однако в нулевые годы рынок легальной алкогольной продукции стремительно рос, как и благосостояние россиян, что привело к изменениям в структуре потребления алкоголя. Среди молодежи появилась мода на пиво, среди людей среднего возраста выросла доля тех, кто отдает предпочтение более дорогим и менее традиционным алкогольным напиткам, таким как водка.
Около 50% респондентов признались в употреблении алкоголя за последние 30 дней. Из них 39,8% отдавали предпочтение пиву, сухому вину, шампанскому, коньяку или виски. Рестораны и бары – основные места, где эти люди предпочитают выпивать. Частота употребления – от 2-3 раз в месяц до 2-3 раз в неделю.
Около трети россиян, склонных к употреблению алкоголя (27,5%), являются любителями водки. Они потребляют ее дома и в гостях, за обедом или ужином, но также – от 2-3 раз в месяц до 2-3 раз в неделю.
С середины нулевых в России началась новая антиалкогольная кампания, результатом которой стало постепенное повышение цены на спиртные напитки и ограничение на их распространение, например, запрет торговли в вечернее и ночное время. В связи с этим эксперты алкогольного рынка предсказывали новый виток роста потребления контрафактных напитков.
В представлениях многих людей, судя по опросам, подпольный алкоголь является общераспространенным явлением. Так считают 90,3% россиян. Почти половина из них уверены, что за последние 2-3 года произошел рост рынка поддельной алкогольной продукции. И только 9,7% респондентов говорят, что контрафактного алкоголя в последние годы стало меньше.
Между тем наблюдаемый уровень потребления контрафактного алкоголя намного меньше, чем на рынках одежды или аудио- и видеопродукции, которые традиционно страдают от подделок, говорится в исследовании.
Среди людей, которые заявили, что употребляли алкоголь в течение последних 30 дней, 85,1% уверены, что пили только легально произведенные напитки. Еще 9,2% не могут дать точного ответа на этот вопрос и только 5,8% говорят, что пили контрафакт. При этом более половины из опрошенных потребителей алкоголя (55,8%) в момент покупки не знали о том, что приобретают поддельную продукцию, 12,6% заявили, что иногда покупали контрафакт осознанно, а иногда нет, и 31,5% оказались намеренными покупателями поддельного алкоголя.
В 90-е годы ключевыми каналами торговли контрафактным алкоголем были открытые рынки и торговые точки, например, киоски. Сегодня это магазины традиционного типа, расположенные в отдаленных городских районах, а также интернет-магазины. Однако, как отметила исследователь, ссылаясь на свои прошлые работы, контрафактный алкоголь может распространяться и через сетевые магазины. Например, когда в поставках товаров смешивают легальную и нелегальную продукцию и продают ее покупателям. Таким образом, среди любителей алкоголя оказываются обманутые потребители контрафакта.
Несмотря на относительно малый процент осознанно пьющих контрафактный алкоголь, и понимания большинством повышенных рисков для здоровья, проблема контрафакта на рынке алкогольной продукции остается достаточно острой, считает Котельникова. По данным Росстата за 2011 год, в России действовало 246 подпольных фабрик, производящих нелегальный алкоголь. В этом бизнесе было задействовано около 80 тысяч человек, в том числе – в распространении.
Зоя Котельникова выявила факторы, которые способствуют потреблению людьми алкоголя, произведенного подпольно.
Так, в ходе исследования выяснилось, что процент сознательно употребляющих контрафактный алкоголь наиболее высок среди жителей Сибири, особенно в регионах, граничащих с Казахстаном (18,9%), а также среди проживающих на Северном Кавказе (9%). В центральных регионах, наоборот, чаще употребляют легально произведенные спиртные напитки.
Большинство социодемографических факторов, влияющих на потребление алкоголя, достаточно предсказуемы. Чем ниже социальный статус, образование и доходы, тем выше вероятность потребления подпольного алкоголя, отметила Котельникова. Также исследование подтвердило, что распитие подпольных спиртных напитков в большей степени мужская практика (доля мужчин потребляющих контрафактный алкоголь 67,8%).
Вопреки ожиданиям, доступная цена – не очевидный фактор риска потребления контрафакта. Серьезную роль, например, играет социальное окружение. Риски выше среди тех, чьи соседи, родственники или друзья пьют или задействованы в производстве домашнего и суррогатного алкоголя.
Важный вклад в потребление контрафакта вносит безразличие покупателей к брендам и качеству алкоголя. Они меньше беспокоятся о рисках для собственного здоровья, чем те, кто избегают контрафакта. Поэтому эти люди потенциально являются сознательными потребителями контрафакта. То же самое относится к тем, кто не уверен в легальности потребляемых напитков, что характерно для малообразованных людей старшего возраста с низкими доходами и проживающими в больших семьях (пять и более человек).
См. также:
Женатые и богатые пьют больше, чем бедные и холостые
Суббота – главный день для выпивки
Ограничения продажи алкоголя не стимулируют самогоноварение
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!