За семь месяцев – с декабря 2013 по июль 2014 года российский экспорт вырос на 4,5%, а сальдо торгового баланса увеличилось на 14,2%. Объемы импорта при этом продолжали снижаться.
Стоимость экспорта выросла у 9 из 19 рассматриваемых товарных групп. Около 90% валового увеличения объемов экспорта пришлось на поставки за рубеж дизельного топлива, жидких топлив, сырой нефти, а также прочих нефтепродуктов. Рост объемов экспорта сдерживался, главным образом, за счет сокращения продаж природного газа, товаров, относящихся к прочему экспорту, а также машин, оборудования и транспортных средств.
Импорт в июле 2014 по сравнению с декабрем 2013 года сократился на 2,3% – тенденция к сокращению прослеживается с начала года. В первую очередь, уменьшились закупки легковых автомобилей, машин, оборудования и транспортных средств (кроме легковых а/м), а также товаров, относящихся к прочему импорту. Сокращение стоимостных объемов импорта стало следствием уменьшения физических объемов ввоза. Снижение стоимости импорта сдерживалось увеличением закупок черных металлов, одежды, а также свежего и мороженого мяса птицы. Уменьшение ввоза товаров в июле 2014 года относительно декабря предыдущего года эксперты связывают с замедлением темпов роста потребительского спроса, сокращением инвестиций в основной капитал, обострением политической ситуации вокруг России и снижением курса рубля относительно доллара США.
В июле 2014 года по сравнению с июнем 2014 года экспорт товаров вырос на 2,4%, импорт – на 0,5%, а положительное сальдо торгового баланса – на 4,8%.
Таблица 1. Динамика показателей внешней торговли в 2013-2014 гг. (в % к предыдущему месяцу)
2013 | 2014 | |||||||||||
Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | |
Экспорт | 100,7 | 100,2 | 100,2 | 99,9 | 99 | 98,4 | 99,2 | 100,9 | 101,7 | 101,2 | 100,6 | 102,4 |
Импорт | 99,5 | 99,8 | 100,3 | 100,6 | 100,3 | 99,5 | 98,8 | 99 | 99,5 | 100 | 100,3 | 100,5 |
Сальдо торгового баланса | 102,3 | 100,8 | 100 | 99 | 97,2 | 96,8 | 99,8 | 103,7 | 104,8 | 102,8 | 101 | 104,8 |
Увеличение стоимостных объемов экспорта имело место для 11 из 19 товарных групп. Наибольший вклад в прирост внесли жидкие топлива, сырая нефть, дизельное топливо и прочие нефтепродукты. Росту экспорта противодействовало в основном сокращение поставок природного газа, а также товаров, относящихся к прочему экспорту.
Таблица 2. Изменения сезонно скорректированных индексов экспорта товаров в июле 2014 года относительно предыдущего месяца, %
Изменение индексов | Удельный вес в общем объеме экспорта, % к итогу | Вклад в валовую величину изменения индекса по группе товаров с ростом (+) или снижением (-) стоимостных объемов экспорта | ||||
стоимостных объемов экспорта | физических объемов экспорта | контрактных экспортных цен | июнь 2014 г | июль 2014 г. | ||
Экспорт товаров | 2,4 | |||||
Товарные группы с возросшими объемами экспорта | ||||||
Топлива жидкие | 16 | 13,7 | 2 | 9,8 | 11,1 | 31,8 |
Нефть сырая | 3,7 | 2,3 | 1,4 | 32,1 | 32,5 | 25,4 |
Дизельное топливо | 14,9 | 11,9 | 2,7 | 8,5 | 9,5 | 22 |
Прочие нефтепродукты | 18,3 | 12,3 | 5,3 | 4,5 | 5,2 | 12,9 |
Черные металлы | 4,7 | 3,9 | 4 | 3,7 | ||
Медь рафинированная | 32 | 30,7 | 1 | 0,3 | 0,4 | 2 |
Минеральные удобрения | 2,5 | 3,1 | -0,5 | 1,8 | 1,8 | 0,9 |
Лесоматериалы обработанные | 4,1 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | ||
Каучук синтетический | 5,1 | 3 | 2 | 0,3 | 0,3 | 0,5 |
Никель необработанный | 0,6 | -7,3 | 8,6 | 0,8 | 0,8 | 0,1 |
Целлюлоза древесная | 1,3 | 2,2 | -0,9 | 0,2 | 0,2 | 0,05 |
Товарные группы со снизившимися объемами экспорта | ||||||
Газ природный | -14,5 | -7,3 | -7,8 | 11,6 | 9,7 | -61,1 |
Прочий экспорт | -4 | 16 | 15 | -20,6 | ||
Уголь каменный | -7,3 | -6,4 | -1 | 2,1 | 1,9 | -5,4 |
Машины, оборудование и транспортные средства | -2,7 | 4,9 | 4,7 | -4,7 | ||
Руды и концентраты железные | -22,4 | -22,1 | -0,4 | 0,4 | 0,3 | -3,4 |
Алюминий необработанный | -6,5 | -13,9 | 8,5 | 1,1 | 1 | -2,5 |
Бензин автомобильный | -9,6 | -12,3 | 3,1 | 0,7 | 0,6 | -2 |
Лесоматериалы необработанные | -1,8 | 0,5 | -2,3 | 0,3 | 0,3 | -0,2 |
Стоимостной объем импорта в месячном исчислении возрос незначительно – всего на 0,5%, и в основном за счет увеличения закупок товаров, относящихся к прочему импорту, а также свежего и мороженого мяса (без мяса птицы). Рост стоимостных объемов импорта сдерживался сокращением закупок продукции машиностроения, легковых автомобилей, а также цитрусовых.
Таблица 3. Изменения сезонно скорректированных индексов импорта товаров в июле 2014 года относительно предыдущего месяца, %
Изменение индексов | Удельный вес в общем объеме импорта, % к итогу | Вклад в валовую величину изменения индекса по группе товаров с ростом (+) или снижением (-) стоимостных объемов импорта | ||||
стоимостных объемов импорта | физических объемов импорта | контрактных импортных цен | июнь 2014 г. | июль 2014 г. | ||
Импорт товаров | 0,5 | |||||
Товарные группы с возросшими объемами импорта | ||||||
Прочий импорт | 2 | 37,9 | 38,4 | 54,6 | ||
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) | 21,6 | 17,3 | 3,6 | 1,4 | 1,6 | 24,6 |
Одежда | 4,4 | 2,7 | 2,9 | 8,4 | ||
Трубы стальные | 12,7 | 16,6 | -3,3 | 0,4 | 0,5 | 4,5 |
Рыба свежая и мороженая | 4 | 5,2 | -1,2 | 0,7 | 0,7 | 2,1 |
Алкогольные и безалкогольные напитки | 2,6 | 1 | 1 | 2 | ||
Черные металлы | 1,5 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | ||
Мясо птицы свежее и мороженое | 8,7 | 4,6 | 3,9 | 0,3 | 0,3 | 1,6 |
Лекарственные средства | 0,1 | 3,6 | 3,5 | 0,2 | ||
Товарные группы со снизившимися объемами импорта | ||||||
Машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей) | -1,2 | 43,9 | 43,2 | -61 | ||
Автомобили легковые | -3,7 | -10 | 7,1 | 4,7 | 4,5 | -22,2 |
Цитрусовые плоды | -21 | -23,2 | 2,9 | 0,4 | 0,3 | -12,6 |
Мебель | -3,4 | 1,1 | 1,1 | -4,2 |
* Э. Ф. Баранов – руководитель работы
В. А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ) – автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения
Л. П. Посвянская
В.И. Безносик
Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (сезонно скорректированные данные), январь 2000 – июль 14, полный набор текстов и графиков
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!