Кооперация научных лабораторий сходного профиля предполагает их тесные связи: совместные исследования, обмен знаниями и сотрудниками, субподряд в выполнении работ – экспериментальных или теоретических. Такая открытость способствует апгрейду лабораторий и науки в целом, считает научный сотрудник Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге, аспирантка Высшей школы экономики Анна Артюшина. В ее кандидатской диссертации «Сетевые взаимодействия в условиях конкуренции за ресурсы на примере молекулярно-биологических лабораторий в России и США», защищенной в НИУ ВШЭ, жизнь двух похожих научных коллективов, разделенных океаном, изучена практически под микроскопом. При этом Артюшина проанализировала, как меняется стиль работы ученых при переезде из России в США.
Кейсами исследования стали лаборатория биосистематики Ботанического института им. В. Л. Комарова (БИН) РАН в Санкт-Петербурге и молекулярно-биологическая лаборатория Университета Ратгерса (крупнейший вуз штата Нью-Джерси, США) – коллектив, сформированный из эмигрировавших выпускников, аспирантов, сотрудников биологических институтов и факультетов сильных вузов России, прежде всего биофака МГУ им. Ломоносова. Две лаборатории сходны не только по профилю, но и по времени создания (начало 2000-х годов) и возрасту руководителей (в районе 50 лет).
«Оптика» исследования включала дневник наблюдений за работой лабораторий, интервью с сотрудниками, изучение отчетов, публикаций, резюме сотрудников и протоколов экспериментов.
Обе лаборатории склонны к кооперации с конкурентами, поскольку изоляционизм затруднил бы доступ к ресурсам, жизненно необходимым для развития естественных наук, отметила Артюшина. Среди таких ресурсов – аппаратура, материалы, знания, навыки и пр.
Закрытые научные лаборатории чаще испытывают сложности с ресурсами. У их сотрудников нередко ниже зарплаты, меньше возможности обучения (хотя, несомненно, встречаются и весьма состоятельные закрытые лаборатории). У таких коллективов выше риск оттока кадров, а профессиональная социализация молодых ученых проблематична.
Обе лаборатории «вращаются» вокруг руководителей, которые не только направляют научные исследования, но и привлекают ресурсы в лабораторию. Оба коллектива вполне активно публикуют результаты работ. На этом сходство между лабораториями заканчивается.
Санкт-петербургская лаборатория не испытывает дефицита экспертного знания, но ощущает нехватку ряда других ресурсов, прежде всего финансов, отметила Артюшина. Из-за этого исследования растягиваются, а сотрудники вынуждены разрываться между несколькими местами работы, чтобы получать достойные деньги (широкое совместительство также тормозит эксперименты).
Для более успешной работы лаборатория обменивается ресурсами с другими коллективами (это может быть, к примеру, допуск к работе на ее приборах) и заимствует реактивы и материалы у партнеров. Такая кооперация необходима. С ее помощью можно было бы, к примеру, заполнить лакуны с приборами, которые периодически возникают. Не секрет, что невозможность работать с аппаратурой препятствует повышению квалификации сотрудников.
По типу участия в процессе ресурсообеспечения почти все сотрудники лаборатории оказываются, в терминологии Анны Артюшиной, «служителями». «Пользователями» же являются партнеры организации.
В лаборатории Университета Ратгерса дух конкуренции намного сильнее. Самый дефицитный ресурс в ней – экспертное знание. В этой ситуации сотрудников стараются дообучать либо привлекать экспертов из других лабораторий. Это одно из важных направлений сотрудничества – обмен знаниями. Совместное с партнерами пользование приборами – явление редкое.
Однако, при всей кооперации, лаборатория не забывает о научном соперничестве с другими коллективами. «Открытая конкуренция за финансирование принуждает сотрудников работать в спешке и с постоянной оглядкой на конкурентов, – указывает Артюшина в автореферате диссертации. – Ведь если лаборатория не успеет опубликовать текст до того, как он будет опубликован другими, то не сможет отчитаться по грантам».
Вероятно, что отчасти по той же причине – из соображений конкуренции – американская лаборатория, в отличие от российской, не готова охотно делиться своей инфраструктурой. Но делать это приходится. Условием партнерства с другими организациями служит то, что лаборатория должна положить «в общую корзину» некоторые элементы своей инфраструктуры.
В целом в отношении американской лаборатории можно говорить об «атомизации» труда, его индивидуализации, считает эксперт. Это явление связано с тем, что в каждом новом исследовании складывается новая сеть ресурсов, появляются новые участники. К тому же молодые сотрудники лаборатории привязаны к ней в меньшей степени. Они прилагают усилия к тому, чтобы продолжить карьеру в другом сильном коллективе, а впоследствии – получить собственную лабораторию.
Таким образом, к «служителям» в лаборатории Университета Ратгерса можно отнести только старшее поколение – «оседлых» ученых. Молодые же кадры попадают, скорее, в разряд «пользователей», полагает Артюшина.
Впрочем, несмотря на всю сегрегацию в рамках коллектива и конкуренцию лабораторий схожего профиля, трендом последних лет становится именно коллективное производство знаний.
Феномен вики-науки (wiki-science) стал распространяться все активнее. Это выработка знаний сообща – коллективным разумом. В биологии она развивается довольно быстро. Биоинформатики, например, совершенствуют софт для обмена данными, разрабатывают этические кодексы вики-пользователей, отмечает исследователь.
Такое увлечение электронными каналами кооперации еще раз свидетельствует о том, что в науке происходит объединение коллективов, широкое взаимодействие лабораторий ради лучших результатов исследований. В таком контексте конкуренция и кооперация становятся частью единого процесса по производству знаний, заключила Анна Артюшина.
См. также:
Научным журналам нужна конкуренция
Наука и СМИ общаются с трудом
У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Наука должна вернуться в университеты
Средний возраст университетских преподавателей увеличивается
Поддержки заслуживают не только элитные университеты
Новые технологии изменят университеты
Наука и бизнес не идут навстречу друг другу
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!