Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Россияне предпочитают помогать нуждающимся без посредников

Россияне предпочитают помогать нуждающимся без посредников

За последний год 57% взрослых россиян делали благотворительные пожертвования или давали деньги незнакомым нуждающимся людям. Главные направления пожертвований – здоровье, религия, помощь пострадавшим от стихии, а также помощь детским домам, выяснили директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова и научный сотрудник этого центра Ирина Корнеева

Культура благотворительных пожертвований в современной России развита недостаточно: люди чаще всего действуют по старинке, стараясь передавать деньги лично, из рук в руки. При этом сама распространенность безвозмездной помощи довольно высока. За последний год не раз оказывали подобную поддержку другим людям 52% россиян, и еще 5% делали денежные пожертвования однократно, подсчитали Ирина Мерсиянова и Ирина Корнеева.

Они составили коллективный портрет людей, имеющих опыт бескорыстной денежной помощи. Важными факторами, влияющими на участие в этих практиках, оказались уровень образования респондентов, род занятий, должность, пол, возраст и религиозные убеждения.

Эмпирической базой исследования стали результаты всероссийского опроса городского и сельского населения, который был проведен в этом году в 43 субъектах РФ. Объем выборки – две тысячи респондентов старше 18 лет. Участие россиян в денежных пожертвованиях эксперты изучали в рамках регулярного мониторинга состояния гражданского общества.

Из рук в руки

Из 57% россиян, которые за последний год безвозмездно помогали другим людям деньгами, 39% делали это несколько раз, 13% – многократно, 5% – только однажды. Тех, кто не участвовал в пожертвованиях, существенно меньше – 41%. Еще 2% затруднились с ответом.

Таким образом, практика финансовой поддержки нуждающихся людей распространена в стране довольно широко. Однако на этом фоне очевиден некий консерватизм «стиля» пожертвований. «Люди чаще всего совершают пожертвования в виде передачи денег лично, из рук в руки, как и много лет назад», – отметили эксперты. Это говорит о недостаточном развитии самой культуры благотворительных пожертвований. Вполне показательны цифры: 66% респондентов оказывали помощь в форме милостыни и подаяния, и 33% опрошенных передавали деньги нуждающимся лично в руки (кроме милостыни).

Среди обезличенных каналов перечисления пожертвований лидируют мобильная связь (20%) и ящик-копилка для сбора средств (16%).

На третьем месте среди таких способов оказалась передача денег по месту работы (14%). За ними со значительным отставанием следуют сбор средств друзьями и знакомыми (7%), а также по месту жительства (6%).

Примечательно, что все эти варианты передачи денег во многом опираются на личные контакты. Здесь, очевидно, сказывается доверие к ближнему кругу – друзьям, коллегам, соседям. При этом полностью «обезличенные» каналы передачи денег – счет в банке, интернет (веб-кошелек), платежные терминалы, ежемесячные отчисления с зарплаты, выбрали от 1% до 3% респондентов, подсчитали эксперты.

О преобладании личного канала денежной помощи свидетельствует еще одна номинация опроса – о посредниках при пожертвованиях. 56% респондентов ответили, что действовали напрямую.

Помощь на лечение

Россиянам, участвовавшим в пожертвованиях, задавали вопрос об их направлениях. Ответы распределились так: 29% опрошенных указали «медицину и здоровье», чуть меньше – 25% – «религию и религиозные объединения». 22% отметили помощь пострадавшим от стихийных бедствий. 18% выбрали в качестве адресата поддержки детские дома и приюты. Культура, образование и наука, экология набрали лишь по 1% голосов.

Женщины помогают деньгами чаще, мужчины – больше

Эти гендерные особенности практики пожертвований отчетливо проявились в цифрах, утверждают исследователи. Женщины чаще мужчин оказывали помощь «много раз» (15% против 10%) и «несколько раз» (43% против 35%). Вместе с тем, мужчины отводят на благотворительные нужды большие суммы, чем женщины.

Практически ни разу не жертвовали денег 37% женщин и 47% мужчин.

Главные благотворители – россияне зрелого возраста. От 31 до 60 лет – таков возраст людей, максимально вовлеченных в благотворительность (60%). При этом наибольшие суммы жертвуют россияне, которые находятся на пике трудовой биографии, – 31-45 лет.

Образованные люди помогают чаще

Уровень образования во многом определяет частоту денежных пожертвований. Чем образованнее респонденты, тем чаще они участвуют в помощи другим. Так, среди россиян с высшим образованием доля тех, кому приходилось совершать пожертвования за последний год, составила 65%, с неоконченным высшим – 70%, средним специальным – 60%, начальным профессиональным – 54%, неполным средним – 42%. Максимальные суммы также отдавали образованные россияне, подсчитали авторы исследования.

Чем выше уровень дохода респондента, тем больше денег он жертвует, добавили эксперты.

Среди россиян, посещающих церковь, мечеть или храм (к примеру, буддийский) еженедельно, 81% делали пожертвования. Реже участвуют в этих акциях те, кто бывает в религиозных учреждениях раз в месяц (таких респондентов 74%) или 4-6 раз в год (71%).

Представители СМИ и науки – лидеры по пожертвованиям

Склонны помогать другим, прежде всего, работники интеллектуальной сферы, показало исследование. Денежную поддержку чаще всего предоставляли россияне, работающие в средствах массовой информации (68%), в науке, наукоемком и высокотехнологичном производстве (65%), а также в сфере спорта, туризма и отдыха (также 65%).

За лидерами следуют банковские служащие и финансисты (61%), медики (59%), юристы (58%) и работники культуры (58%).

Любопытно, что основными благотворителями оказались руководители среднего и высшего звена. Так, среди топ-менеджеров 92% помогали другим людям. Из них 67% – несколько раз, 17% – многократно, 8% – один раз.

В номинации «пункт проживания» выяснилось, что главные участники пожертвований – жители поселков городского типа. Среди них помогали другим деньгами 65% опрошенных, в том числе несколько раз – 47%, много раз – 15%.

В городах с населением от 1 млн человек эти цифры составляют, соответственно, 60%, 41% и 13%. Делали пожертвования в городах с населением от 500 тысяч до 1 млн также 60% респондентов. Самая низкая доля участников пожертвований – в городах с населением меньше 50 тысяч человек и на селе (51% и 52% соответственно).

См. также:

Средний класс чаще проявляет гражданскую активность
Волонтеры чувствуют себя счастливыми и больше доверяют людям
Общественные институты стали жертвой ресурсного изобилия
Гражданское общество выберет социальные приоритеты

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,25 ноября, 2014 г.