Последние годы усилия чиновников, бизнесменов и экономистов были направлены на то, чтобы сделать систему госзакупок в стране менее коррумпированной и более эффективной и прозрачной. При этом в многочисленных дискуссиях о госзакупках основное внимание уделялось увеличению конкуренции и снижению цен на торгах. Издержки, которые при этом несут заказчики, поставщики и регуляторы (ФАС, отраслевые ведомства, региональные департаменты закупок), как правило, не учитывались.
Борьба «за честные закупки» повлекла за собой принятие нового закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Наряду с введением более широкого спектра способов закупок этот закон предъявил к заказчикам многие дополнительные требования, включая детальное планирование закупок, обоснование начальных цен, проведение мониторинга и аудита эффективности закупок. В этой связи вопрос об издержках закупок приобрел острую актуальность.
Ольга Балаева и Андрей Яковлев вместе с Ларисой Коробейниковой и Еленой Чупандиной из Воронежского госуниверситета решили посчитать, насколько велики затраты на проведение госзакупок в России и какова сравнительная эффективность различных закупочных процедур и типов госзакупок.
Для этого с учетом подходов реализованных в аналогичном проекте PwC для Евросоюза они разработали методику расчета издержек госзаказчика в российских условиях, которая была протестирована на данных Воронежского государственного университета (ВГУ) за 2012 год. Основной вопрос исследования – во сколько обходится крупному университету содержание специалистов, обеспечивающих полный цикл закупок, и как эти цифры соотносятся с международной практикой. Результаты легли в основу статьи «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика», опубликованной в серии препринтов НИУ ВШЭ «Государственное и муниципальное управление».
Как выяснили авторы исследования, в ВГУ при объеме закупок в 193 млн рублей в год число работников, которые занимаются исключительно обеспечением процесса закупок, составляет восемь человек. При этом в совокупности еще восемь ставок приходится на сотрудников, которые в той или иной мере обеспечивают процесс закупок, включая специалистов разного уровня в подразделениях-заказчиках, которые занимаются планированием закупок своих подразделений и формированием технических заданий, членов конкурсной комиссии, сотрудников ПФУ и бухгалтерии. С учетом средней зарплаты этих сотрудников, доля издержек заказчика в общей стоимости закупок ВГУ в 2012 году составила 3,2%. «Для сравнения, в странах ЕС этот показатель существенно меньше – 0,4%», – подчеркивают авторы статьи.
Использованная методика позволила оценить издержки на проведение разных процедур – аукционы, котировки, закупки у единственного поставщика. Самым дорогим способом осуществления закупок оказался электронный аукцион – 174 человеко-часа или 35,5 тысяч рублей. На заключение прямого контракта с поставщиком в среднем требовалось 62 человеко-часа или 12,7 тысячи рублей. При этом, однако, относительные издержки проведения аукциона составили лишь 1,4% от стоимости аукционных закупок против 8% для котировок и 5,7% – для закупок у единственного поставщика.
В России госучреждение обязано проводить конкурентные процедуры, если объем закупки превышает 100 тысяч рублей. Однако российские заказчики и для контрактов меньшей стоимости предпочитают проводить формальные процедуры, чтобы избежать вопросов при проверках и возможных обвинений в коррупции. В результате для мелких закупок издержки составляют около 19% от их стоимости. Для средних по российским меркам закупок (100-500 тысяч рублей) этот показатель снижается до 6,2%. И лишь для крупных закупок (свыше 500 тысяч рублей) он достигает 1,1% от стоимости.
Для сравнения: по законодательству Евросоюза конкурентные процедуры требуются для контрактов стоимостью свыше 125 тысяч евро. Именно этими различиями в стоимостных порогах, начиная с которых обязательны те или иные процедуры, авторы объясняют столь сильное расхождение в уровне относительных издержек закупок в Европе и в России (на примере ВГУ).
Итоговый вывод авторов статьи таков: применение формализованных закупочных процедур экономически оправданно для крупных закупок, а проведение мелких закупок не надо детально регламентировать. Надо больше доверять заказчикам – контролируя конечные результаты их деятельности вместо детальной регламентации их текущих управленческих решений.
Для того, чтобы снизить неоправданно высокие издержки закупок (которые по сути приводят к отвлечению ресурсов школ, больниц, университетов от выполнения их основной деятельности), авторы статьи по аналогии с частным сектором считают необходимым введение «оценки регулирующего воздействия» (ОРВ) для принимаемых новых нормативно-правовых актов в бюджетной сфере.
См. также:
Не разбазарить триллион
Электронные аукционы не снижают цены закупок
Потери госкомпаний от действия 223-ФЗ могут составить более 250 млрд рублей
Система госзакупок: на пути к новому качеству. Доклад Государственного Университета – Высшая Школа Экономики
Возможности горизонтальной и вертикальной координации при осуществлении государственных закупок: анализ ситуаций
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!