Туристический бизнес – малоизученная сфера в России. Данный проект* – первое исследование, которое сфокусировано на изучении ценностей российской туристической компании.
В своей статье «Российский туроператор глазами социолога: взаимосвязь ценностей сотрудников и организации» в журнале НИУ ВШЭ «Организационная Психология» Кира Решетникова и Марина Предводителева рассмотрели факт смещения степени разработанности исследовательских вопросов в сторону гостиничного сектора. Туристические же компании пока остаются вне фокуса внимания ученых.
Работая над исследованием, Решетникова и Предводителева поставили задачу составить ценностный профиль туристической компании, сравнить его с результатами исследований по разным отраслям и проанализировать, насколько ценности сотрудников туристической компании соответствуют ценностям самой компании.
В качестве объекта исследования был выбран крупный российский туроператор, имеющий офисы в 15 городах России. Численность сотрудников московского офиса – 150 человек, общая численность – 274 человека. Результаты исследования Кира Решетникова представила на конференции НИУ ВШЭ «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования».
Исследования турбизнеса начались в разных странах около сорока лет назад. Однако в России туристический бизнес – относительно молодое явление. Причем в последние годы эта отрасль в связи с финансовым кризисом, арабскими революциями и демпинговыми схемами работы претерпевала серьезные трудности. Это выразилось, в том числе, в череде банкротств на туристическом рынке. Что собой сегодня представляет турбизнес с исследовательской точки зрения – непростой вопрос.
Одна из целей исследования Решетниковой и Предводителевой – восполнить этот пробел. В ходе работы исследователи опирались на теорию М. Рокича, в которой под ценностями понимается «вид убеждений, руководящие принципы жизни, определяющие формы поведения, желательное состояние и образ жизни».
За основу был взят список деловых ценностей, сформированный с учетом результатов предыдущего исследования кафедры управления человеческими ресурсами факультета менеджмента НИУ ВШЭ.
В качестве деловых ценностей в рамках исследования рассматривались, например, нацеленность на результат, надежность, ответственность, упорство в достижении цели, творческий подход, достойные оплата и условия труда, а также здоровый образ жизни. Респондентам предлагалось определить список деловых организационных ценностей (приоритетные, по их мнению, ценности компании, в которой они работают) и список своих личных деловых ценностей.
Ценности, которые значимы, по мнению сотрудников, для организации и ценности, которые находятся в приоритете у персонала, различаются, свидетельствуют результаты исследования. Наиболее заметно расхождение в ценности «достойные оплата и условия труда». Для сотрудников она значима, у компании, по мнению сотрудников, эта ценность не в приоритете.
Также в глазах персонала компания недостаточно внимания уделяет таким ценностям, как «уважение прав и интересов сотрудников», «повышение квалификации, получение новых знаний», «профессионализм», «надежность, ответственность». А сотрудники, по их собственному мнению, меньше, по сравнению с компанией, ориентированы на результаты, клиентов и командный стиль работы.
При этом исследователи выяснили, что ценности менеджеров и сотрудников компании не сильно различаются между собой. Среди опрошенных респондентов было 64,5% рядовых сотрудников (курьеры, уборщицы и другой технический персонал, как отметили исследователи, не опрашивались) и 35,5% менеджеров. Исследование показало небольшие различия у этих двух групп в пользу менеджеров по таким, например, пунктам как творческий подход, профессионализм, постоянное совершенствование технологий. В то же время сотрудники по сравнению с менеджерами больше ценят партнерство, справедливость, а также доверие и взаимопомощь.
В ходе исследования авторы провели сравнение организационных ценностей туристической и других компаний. В результате выяснилось, что компании туристической отрасли мало ориентированы на достойные оплату и условия труда персонала. Также турбизнес «отстает» в таких ценностях, как профессионализм, ориентация на клиента и соблюдение стандартов качества.
Для компаний туристического профиля более характерны такие ценности, как командный стиль работы и готовность к изменениям. Последнее, возможно, связано с тем, что турбизнес – одна из зависимых от внешних обстоятельств (революции, природные катаклизмы и т.д.) отраслей, а, соответственно, более приспособлена к адаптации в новых условиях.
Авторы делают вывод, что в целом взгляды сотрудников на ценности компании отражают ее нацеленность на развитие бизнеса и результат. Однако разница между представляемыми сотрудниками организационными и их собственными ценностями – повод для туристического бизнеса задуматься о том, как можно улучшить результаты работы, используя ценностный подход.
*Проект реализован кафедрой управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ под руководством завкафедрой Вероникой Кабалиной в сотрудничестве с руководителем магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Мариной Предводителевой
См. также:
«Российский туроператор глазами социолога: взаимосвязь ценностей сотрудников и организации»
Компании задумываются о ценностях перед выходом на IPO
Российский бизнес переживает ценностный конфликт
Крупный бизнес обещает инвесторам соблюдать этические нормы
Россияне в Турции – посткризисная динамика
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!