Экономические преобразования в России обычно сопоставляются с реформами в странах Центральной и Восточной Европы и Китае. При этом принято считать, что Россия пошла по пути стран Центральной и Восточной Европы, тогда как надо было выбрать «китайский» путь, и всё сложилось бы гораздо успешнее и с меньшими социальными издержками. Ведущие российские экономисты утверждают, что модели преобразований в России и Китае принципиально различаются не только по заявленным целям, но и по способам и методам реализации.
Андрей Верников решил выяснить, насколько верно такое утверждение для банковской системы двух стран. На базе статистических данных за 2000-2013 годы он сопоставил макроструктуру и институциональные характеристики банковских систем России и Китая. Объектом исследования стала система коммерческих банков России и Китая. За рамками остались банки развития и небанковские финансовые учреждения (кредитные кооперативы, страховые компании, трасты, компании по управлению активами и т.п.) обеих стран. В ходе исследования использовался морфологический метод анализа, т.е. на основе сравнения сходств и различий в строении банковской системы были сделаны выводы о степени их родства.
«Преодолевая различие масштаба экономик России и Китая и социально-культурные различия между ними, мы искали ответ на вопрос: насколько российская банковская система похожа на китайскую, и происходит ли постепенное сближение либо расхождение траекторий их развития. Мы сопоставили институциональную структуру, структуру рынка и концентрацию, структурную политику государства в банковской сфере и участие банков в кредитовании и финансировании нефинансового сектора экономики», – поясняет автор. Результаты исследования опубликованы в препринте «Структурно-институциональное сходство банковских систем России и Китая»
Общий вывод, который делает Верников по результатам своего исследования: в целом между двумя банковскими системами есть элементы как сходства, так и различия. При этом со временем сходства становится все больше, банковские системы обеих стран сближаются. Более независимая банковская система России огосударствляется, тогда как в Китае доминирование государства несколько снижается. Таким образом, основные показатели функционирования банков в обеих странах оказываются схожими. «Рост дирижизма и “директивного кредитования” в России размывает важное отличие российской системы от китайской», – подчеркивает автор исследования. В банковской области Китай фактически стал для России донором институтов и институциональных форм, хотя на политическом уровне это пока не признаётся.
Как утверждается в статье Верникова, в обеих странах банковская система является многоуровневой и иерархически организованной, во главе нее стоят несколько подконтрольных государству банков, сочетающих коммерческую деятельность с решением задач социально-экономического развития. Независимо от номинальной формы собственности государство оказывает влияние на кредитные решения и рыночное поведение банков.
Ядром кредитной системы каждой из стран являются крупнейшие банки с государственным участием. В России суммарная доля Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка растет и достигла уже 42%. В Китае же доля крупнейших госбанков постепенно сократилась примерно до 53% активов и 61% занятых в коммерческих банках, создав иллюзию «ухода» государства.
В России крупнейшие контролируемые государством банки значительно выделяются из общей массы участников рынка. В среднем каждый из ведущей тройки госбанков превосходит крупнейшие 20 негосударственных банков по валюте баланса в 12,4 раза. В свою очередь, каждый из 20 крупнейших негосударственных банков превышает средний из оставшихся российских банков в 38 раз.
В Китае ситуация аналогичная. Де факто существует трехуровневая банковская система, представленная крупнейшими госбанками, акционерными коммерческими банками, а также всеми остальными коммерческими банками. В среднем крупный китайский госбанк превосходит акционерный коммерческий банк в 12,7 раза по числу сотрудников и в 6,1 раза по балансу валюты. В свою очередь, показатели объёма у акционерных коммерческих банков и других типов банков также различаются на порядок. Крупные госбанки работают в масштабе всей страны, имея разветвленную филиальную сеть, а небольшие коммерческие банки не выходят за пределы своих регионов и населенных пунктов.
Верников также обращает внимание на то, что в обеих странах проводится активная политика государства по выращиванию нескольких крупнейших госбанков в качестве «национальных чемпионов» – в Китае публично, а в России, скорее, имплицитно. Ведущие государственные банки в обеих странах сочетают коммерческое обслуживание с выполнением задач, свойственных институтам развития, утверждает он. При этом если в Китае банки уже активно восполняют дефицит местных и региональных бюджетов, то в России банковскую помощь бюджету еще только планируется запустить.
Несмотря на множество сходных черт российской и китайской банковских систем, некоторые различия все же имеются. В России количество действующих банков сейчас сокращается, а в Китае растёт, составляя 859 и 673 соответственно. В Китае с самого начала консервативно подходили к учреждению новых банков (в отличие от других типов финансовых учреждений), тогда как в России на рубеже 90-х годов прошлого века произошёл взрывной рост «поголовья», а теперь регулятор «очищает» рынок.
При этом лицензий часто лишаются мелкие региональные банки, в то время как в Китае за их счет происходит основной прирост банковской системы. В сельские коммерческие банки преобразуются многочисленные финансовые учреждения на селе (кредитные кооперативы и сельские кооперативные банки). «Численность же основных типов банков – “крупных коммерческих”, “акционерных” и городских – стабилизировалась. Возможно, после завершения создания системы сельских коммерческих банков начнётся этап их укрупнения и консолидация, в результате чего количественный рост банковской системы затормозится», – предполагает Верников. Появление новых банков помогает Китаю стимулировать экономический рост. В Китае банковские кредиты стали важным источником инвестиций в основной капитал нефинансовых предприятий.
В России подступиться к банковским кредитам бизнесу не всегда легко. Судя по всему, сейчас роль финансового донора на себя возьмут госбанки. «События первой половины 2014 года и новые стратегические вызовы, с которыми столкнулась Россия, подтвердили потребность в мощных кредитных учреждениях, способных мобилизовывать и направлять ресурсы в масштабные проекты национального значения. Это особенно касается таких сфер, как транспорт и инфраструктура, импортозамещение в стратегически важных отраслях, оборонно-промышленный комплекс и высокие технологии. Эти сферы невозможно оставить полностью на откуп частному банковскому капиталу – ни российскому, ни тем более иностранному», – подчеркивается в статье.
См. также:
Банковский сектор тормозит развитие производства
Банки должны конкурировать
Закрытость банков увеличивает риски при кредитовании
Треть россиян отдают ползарплаты за кредит
В малых городах России каждый второй живет в кредит
Кредиты угрожают банкам
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!