Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Преподавателям вузов нужен карьерный рост

Преподавателям вузов нужен карьерный рост

Государство и общество стараются способствовать реорганизации вузов и повышению их эффективности. Университеты, в свою очередь, зачастую формально отвечают на эти запросы, не стимулируя преподавателей к профессиональному и карьерному росту. Инновациями в области управленческой и кадровой политики занимаются в основном научные исследовательские университеты, рассказали в статье замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Дарья Хлебович.

Усиление экономического давления и растущие ожидания государства и общества стимулируют университеты к финансовой самостоятельности и повышению эффективности работы преподавателей. Различные системы рейтингования и оценки результатов работы вузов заставляют ректоров продумывать и внедрять новые организационные и управленческие решения, касающиеся, в том числе, и кадровой политики.

При этом требования к росту эффективности вместе с сокращением финансирования могут оказывать и негативное влияние на учебный процесс и настрой преподавателей вузов в целом. Во главу угла ставится уже не сам процесс обучения, а сокращение издержек, формальное соответствие требованиям регулятора и поиск новых источников финансирования. Преподаватели пытаются «засветить» себя в максимальном количестве научных журналов, показывая тем самым свою нужность государству и обществу.

Кирилл Зиньковский и Дарья Хлебович решили выяснить, какие изменения происходят в кадровой политике вузов и существуют ли различия в принимаемых вузами кадровых решениях. Для этого авторы исследования в мае 2013 года провели опрос 15 экспертов из вузов, представляющих десяток российских регионов. Результаты исследования были опубликованы в статье «Кадровая политика вузов в условиях институциональных изменений: дифференциация или унификация?»

Вузы стремятся к эффективности

Большинство вузов предпринимают попытки повысить эффективность работы профессорско-преподавательского состава, выяснили исследователи. Для этого они внедряют современные управленческие решения, например, используют систему академических надбавок, автоматизируют рабочие места, разрабатывают программы развития академической мобильности, тем самым повышая компетентность профессоров и преподавателей.

Активнее и полнее других инновации в кадровой политике внедряют национальные исследовательские университеты. Они реализуют все возможные стратегии управления кадрами, включая рейтинговые системы, программы развития персонала, адаптацию молодых преподавателей .

В обычных университетах степень реализации кадровых управленческих решений выражена меньше, но они также занимаются повышением эффективности своей деятельности.

Преобразования: видимость и реальность

В то же время, констатируют авторы исследования, из-за того что изменения в кадровой политике вузов провоцируются в основном извне, а не изнутри, многие новации представляют собой лишь внешнюю адаптацию к требованиям государства и общества.

Текущие практики кадровой политики российских вузов в основном традиционны и тяготеют к унификации.

Речь идет об увеличении публикационной активности преподавателей (существует устойчивое мнение, что чем больше публикаций, тем серьезнее вуз, даже если качество публикаций уступает их количеству), о появлении новых дисциплин, о более активной подаче преподавателями заявок на грантовую поддержку исследований и пр.

При этом, подчеркивают Зиньковский и Хлебович, «пока еще не созданы оригинальные методики преподавания отдельных дисциплин, не активизировались межкафедральные и межфакультетские взаимодействия преподавателей». Эти вещи могли бы повысить конкурентоспособность преподавателей, подготовить их к работе в условиях перехода к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриата и магистратуры).

«К сожалению, несмотря на изменение критериев вознаграждения преподавателей и начисления стимулирующих надбавок, не возросла мотивация профессорско-преподавательского состава к педагогической и научной деятельности», - констатируют авторы исследования. Они подчеркивают необходимость активного привлечения к работе в вузах молодых преподавателей (до 30 лет).

От простого к сложному

Сравнительный анализ кадровой политики национальных исследовательских университетов и обычных университетов показал: НИУ используют все возможные инструменты для повышения эффективности образовательной деятельности. Так, например, в НИУ существуют программы по работе с молодыми преподавателями, идет активная подготовка аспирантов и докторов наук к дальнейшей работе в вузе, привлекаются «сторонние» молодые специалисты.

НИУ по сравнению с университетами уделяют повышенное внимание работе с преподавателями, вовлеченными в программы магистратуры. Они также уделяют большее внимание недавно принятым на работу преподавателям, в университетах такая деятельность только планируется.

Среди инструментов кадровой политики НИУ – создание новых структур, должностей, статусов сотрудников.

Чем сложнее университет и окружающая его среда, тем более сложные и дифференцированные решения требуются, говорят авторы статьи. Рост эффективности работы российских вузов авторы исследования связывают с поиском новых инструментов кадровой политики, и чем больше их будет, тем лучше. «Одно из важнейших направлений изменений – отказ от привычного паттерна поведения преподавателей, который заключается в стабильном извлечении дохода из уже имеющегося знания», - резюмируют авторы статьи.

См также:

Потенциал высшего образования недооценен
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Молодежь жаждет самореализации

 

20 января, 2015 г.