Построить прибыльный бизнес – непростая задача. Но не менее важно сохранить его эффективность в сложные периоды. От владельцев компаний и топ-менеджеров требуется двойная компетенция: они должны не только следить за тем, чтобы все шло по плану, но и понимать не всегда явные смыслы того, что на самом деле происходит, видеть «подводные камни», рассказала на II конференции НИУ ВШЭ «Психоанализ и бизнес: HR Практики: развитие или адаптации организации в период кризиса» Екатерина Шаповалова.
В период кризисов также необходимо аккуратно подходить к вопросам эффективности, поскольку действия, направленные на ее повышение, могут привести к прямо противоположным результатам.
Простой пример: ситуация сокращения неэффективных сотрудников или подразделений компании. «Люди кажутся неэффективными, но на самом деле на них могут быть завязаны многие процессы», – рассказала Шаповалова. Некоторые сотрудники или целые подразделения нередко бывают своего рода «буферами», сглаживающими конфликты внутри компании. При их сокращении может нарушиться цепочка внутрикорпоративных отношений.
Тревога в рабочем коллективе – одна из проблем, которую многие менеджеры недооценивают. «Можно сократить половину людей и ждать, что оставшаяся половина будет максимально лояльной, поскольку на рынке кризис и количество рабочих мест ограничено. Но на деле вероятна другая ситуация», – отметила Шаповалова. Эффективность оставшихся сотрудников может снизиться в разы из-за страха потери рабочего места и неприятия нового формата работы, введенного из-за кризиса. Холодность со стороны руководства может усугублять проблему, поскольку она также нередко вызывает тревогу и чувство неопределенности у сотрудников.
Эффективные сотрудники могут легко превратиться в неэффективных при попытке компании провести организационные изменения или запустить новые проекты.
Шаповалова привела в пример исследовательский кейс, демонстрирующий подобную ситуацию. Руководитель компании N решил создать и вывести на рынок новые продукты. Работа была поручена успешным специалистам, которые в процессе реализации столкнулись с фактором неопределенности, ставящим под сомнение пользу и перспективность нового проекта. «Образовалась ситуация, когда, во-первых, высокоэффективные молодые люди начали задумываться о том, что они зря растрачивают свой потенциал, а во-вторых, эта деятельность снижала их веру в себя как профессионалов», – рассказала Шаповалова. В коллективе на этом фоне начала расти тревога. Сотрудникам необходимо было обсуждать происходящее и каким-то образом справляться с ситуацией. Как следствие начался тихий саботаж работы: растягивание времени обеденного перерыва, кофе-брейков, перекуров.
В результате плохо продуманная стратегия работы над новыми проектами и неучтенные риски привели к тому, что руководитель получил неэффективную команду, с которой сложно было работать в прежнем темпе, а у сотрудников появился страх собственной некомпетентности и заниженная профессиональная самооценка, что создало своего рода порочный круг.
В подобных ситуациях важен вопрос баланса и создания пространства для работы с проблемой. В противном случае, когда тревога в коллективе, вызванная кризисом или какими-либо изменениями, не прорабатывается, включаются социальные защитные механизмы, которые порождают дисфункциональные практики. В описанном кейсе это излишне длинные обеды и перекуры.
Чтобы предотвратить проблемы, руководитель должен уметь проявлять как позитивные, так и негативные лидерские способности. Позитивные способности – это активность, энергичность, достижение результата, а негативные – это, например, рефлексия, рассказала Шаповалова.
Помочь преодолеть сложные ситуации в компании может создание рефлексивных пространств. Существуют разные формы организационной рефлексии. Это, например, глубинный командный коучинг, организационная психодрама или организационная матрица, когда участники корпоративных тренингов работают со сновидениями, фотографиями или рисунками.
См. также:
Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников
Привязанность к начальнику полезна компании
Топ-менеджерам в России не хватает коучинга
Психоанализ поможет бизнесу
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!