Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Инновациями в России заведует государство

Инновациями в России заведует государство

Российские инноваторы родом из СССР. Лишь крупнейшие предприятия с госучастием имеют филиалы и дочерние компании, производящие эксклюзивные по мировым меркам инновационные продукты и технологии. Но экономические проблемы могут лишить инноваторов даже госзаказов, отметили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова и Станислав Заиченко в информационном бюллетене по результатам Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса.

Эффективность инноваций во многом зависит от возможности их коммерциализации и взаимосвязи научных организаций и производственных компаний. Как показало обследование предприятий промышленности и сектора услуг и научных организаций, проведенное в 2009-2014 годах в рамках «Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса», в периоды экономического роста востребованность инновационных продуктов и решений у бизнеса растет, в периоды кризисов – падает.

В 2012 году лишь 37,5% научных организаций осуществляли передачу принципиально новых инноваций компаниям-производителям. Примерно 6 из 10 организаций внесли вклад в разработку продуктов и технологий, новых для российского (но не мирового) рынка.

Как отметили директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова и старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Станислав Заиченко, взаимодействие между создателями инноваций и потребителями варьируется по степени устойчивости и жесткости: от административного подчинения до неформальных контактов. Наиболее распространенными в этой сфере являются договорные отношения (60-70% всех случаев), которые подразумевают долгосрочные контракты предприятий-заказчиков с научными организациями, соглашения о сотрудничестве и пр.

Однако если говорить о радикальных инновациях (принципиально новых по мировым меркам), то в таких случаях чаще всего речь идет о юридически зафиксированных связях. Разработчик является филиалом или дочерней компанией заказчика. При этом значительная часть из них находятся в государственной или смешанной собственности, что, по словам авторов мониторинга, служит фактором сохранения стабильности в российских условиях. Такие взаимосвязи существуют годами и десятилетиями, многие инновационные структуры сохранились еще с советских времен. Головными предприятиями (и одновременно заказчиками инноваций) являются сверхкрупные предприятия (с численностью персонала более 1000 человек). Они формируют стабильный спрос на высокие технологии «в тучные годы», но при ухудшении экономической ситуации сворачивают инновационные проекты.

Разрушение контрактных связей, налаженных до 1991 года, оборачивается невосполнимой утратой сетевого потенциала.

Для того чтобы инновационная деятельность в России вообще «не свернулась» под воздействием негативных обстоятельств, авторы мониторинга считают необходимым наладить сотрудничество российских инноваторов с зарубежными заказчиками, облегчить процесс передачи технологий (за исключением связанных с обеспечением национальной безопасности) на коммерческой основе зарубежным заказчикам. Сегодня такое сотрудничество ведут лишь 16% организаций (выпускающих принципиально новые в мировом масштабе продукты и технологии).

Это позволит ведущим научным центрам прикладного профиля сохранить стабильные источники доходов и поддержать высокий исследовательский, экспериментальный и внедренческий потенциал, подчеркивается в мониторинге.

Полный текст бюллетеня «Инновационная активность субъектов инновационного процесса»

См. также:

Кадровый и финансовый голод мешает внедрению инноваций
Государство финансирует поиск новых технологий
Инновации не дают российскому бизнесу конкурентных преимуществ
Инновационная экономика требует нового мышления
Инновациям мешает централизация

 

16 февраля, 2015 г.