По уровню инвестиций в здравоохранение государства БРИКС серьезно отстают от стран-участниц ОЭСР. Последние тратят на здравоохранение более 9% ВВП. Внутри блока БРИКС схожий показатель имеет только Бразилия – чуть меньше 9%, Россия тратит менее 7%, Китай – меньше 6%, на последнем месте Индия – около 4%.
Если сравнивать медицинские расходы на душу населения, то ситуация выглядит еще печальнее. Самый высокий показатель – чуть больше 1,3 тысяч долларов на душу населения в год – у России. Но это в два с половиной раза уступает среднему показателю по ОЭСР (более 3,3 тысяч долларов). В Индии по итогам 2011 года вложения в здравоохранение на душу населения составили всего 141 доллар.
При этом страны БРИКС сталкиваются с многочисленными вызовами в области здравоохранения, рассказала в докладе «Сотрудничество БРИКС в области здравоохранения: приоритеты и основные задачи» Марина Ларионова. Некоторые из них актуальны для конкретных государств, другие являются общей проблемой:
Также есть набор факторов (часть из них напрямую не связана со здравоохранением), которые серьезно осложняют решение перечисленных проблем. Это активные миграционные процессы, неустойчивость финансирования, усиливающееся неравенство, изменение климата, проблема продовольственной безопасности, а также несоответствие между сложившейся архитектурой международной сотрудничества и задачами развития здравоохранения и неспособность государств создать устойчивые национальные системы здравоохранения.
В 2011 году под председательством Китая впервые состоялась встреча министров здравоохранения стран БРИКС. С тех пор состоялось пять встреч, посвященных этой теме – три встречи на уровне министров и две встречи на уровне представителей при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). «Внимание стран БРИКС было обращено к этой повестке дня довольно поздно, – говорит Марина Ларионова. – Тем не менее, доля дискурса, уделяемая здравоохранению, весьма существенна».
Сперва страны БРИКС обсуждали и вырабатывали направления коллективных действий. Затем появилась функция принятия конкретных решений, в том числе и в сфере здравоохранения. Правда в 2001 и 2012 годах лидерами БРИКС было принято всего два конкретных решения. Первое подчеркивало необходимость коллективных усилий и продолжения диалога для обеспечения здравоохранения, включая борьбу с ВИЧ и СПИД и другими инфекционными заболеваниями (2011 год). Второе, от 2012 года – подчеркивало необходимость обеспечения всеобщего доступа к медицинским услугам, технологиям и медикаментам, а так же увеличение затрат на эти цели.
Таким образом, были сформированы основная повестка дня для стран БРИКС в области здравоохранения:
Проблемы здравоохранения стран БРИКС нужно вынести для обсуждения на уровень лидеров государств, отметила Ларионова. Также необходимо усилить функции принятия и исполнения решений (то есть принимать конкретные институциональные обязательства и оценивать их исполнение). Кроме того, преодоление глобальных вызовов требует увеличения финансирования медицины.
Очевидна необходимость повысить финансирование национальных систем здравоохранения стран БРИКС как минимум до среднего уровня по ОЭСР (в % к ВВП). Надо способствовать распространению, обмену и внедрению в национальные системы здравоохранения современных, эффективных и недорогих технологий, а также работать над преодолением региональных и других видов неравенства в доступе к качественному здравоохранению.
Презентация «Сотрудничество БРИКС в области здравоохранения:приоритеты и основные задачи»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!