Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Соцсети поддерживают манию худобы

Соцсети поддерживают манию худобы

Женское тело стало объектом всесторонней рефлексии. Причем все «стейкхолдеры» предъявляют к нему особые требования. Государство ждет от тела здоровья и плодовитости, которые позволяют выполнить демографический «долг» граждан. Массовая культура, индустрия развлечений и глянцевые журналы муссируют тему красоты и сексуальности. На брачном «рынке» имеют успех молодые тела. В то же время, разные концепции «идеального» тела сходятся в одном: фигура должна быть стройной.

Однако молодежь – в силу возрастного максимализма и желания выделяться из окружения – нередко абсолютизирует идею худобы. В соцсетях есть закрытые сообщества апологетов особого невроза, расстройства пищевого поведения, – анорексии. У участников таких групп существует своя мифология – лирические героини Ана и Миа (производные от слов «анорексия» и «булимия»), есть свои поэтические штампы – стремление не просто к воздушной легкости, но к невесомости. Отсюда лейтмотивные образы, с которыми ассоциируют себя сторонницы нездоровой худобы, – бабочки, стрекозы, феи и другие воздушные создания.

Парадоксально, но участники таких групп буквально воспевают свое тяжелое физическое состояние: голод, головокружение и бледность. Подобное истощение позволяет им гордиться своей самодисциплиной, побеждающей аппетит, и считать себя исключительными, выяснили социологи, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Дарья Литвина и студентка Высшей школы экономики (также Санкт-Петербург) Полина Остроухова.

Ученые исследователи изучили дискурс молодежной социальной сети «Вконтакте». Они проанализировали контент тематических групп двух типов: одни посвящены здоровому, женственному, спортивному и худому (в рамках разумного) телу; другие культивируют образ андрогинного или асексуального анорексичного тела. В группах участвуют, в основном, женщины до тридцати лет. Мониторинг соцсетей проводился в мае 2013 года.

Результаты исследования отражены в статье «Дискурсивное регулирование женской телесности в социальных сетях: между худобой и анорексией», публикуемой «Журналом исследований социальной политики» НИУ ВШЭ, том 13, № 1 за 2015 год.

Телесный «капитал» как инвестиция в успех

Современность характеризуется «страстью к визуальному отражению идентичности (visualdisplay), которая в актуальных социально-экономических условиях становится товаром», констатируют авторы исследования. Молодежи особенно свойственна мания визуальной самопрезентации, в том числе телесной, – с публикацией в соцсетях своих фотографий, дневников питания, курса упражнений. Это не удивительно: стройное и красивое тело в культуре общества потребления воспринимается как залог успеха. Такие же идеалы транслирует и молодежная субкультура.

В результате молодые люди регулярно измеряют свой вес, стараются соответствовать канонам в духе «90-60-90», во многом транслируемым через медиа-дискурсы (см. статью «Молодые люди зациклены на стройности» ), в которых чрезмерная худоба моделей и актрис ассоциируется с положительными социальными и психологическими качествами и расценивается как одна из гарантий большого будущего, в том числе, на брачном «рынке». И наоборот, люди, не соответствующие шаблонам стройности, в подобном дискурсе маргинализируются и, в понимании своих сверстников, лишаются «входного билета» в успешное завтра.

Таким образом, молодежи важно доказать свою приверженность идеологии и практике «совершенного тела», быть «аттестованными» в своем сообществе с точки зрения соответствия этим идеалам, подчеркивают авторы статьи.

Культ здорового тела преобладает

Желание продемонстрировать свой «телесный капитал», свои «активы» становится одной из причин активности молодежи в сетевых группах, посвященных созданию красивых, подтянутых и здоровых тел. Студентки, старшеклассницы, молодые работники публикуют визуальную хронику похудения (свои фотографии до и после диеты), рассуждают о здоровом питании и физических упражнениях, делятся рецептами спасения от «обжорства», обсуждают индекс массы тела. Так или иначе, недовольство внешностью становится отправной точкой для самосовершенствования.

Такие группы, развивающие тему здорового похудения, открыты для всех пользователей и наиболее многочисленны (более 3 млн участников). Они транслируют привычные телесные идеалы: подтянутость, молодость, сексуальность. Среди таких групп, например, «Здоровое тело», «90-60-90» и «DearDiary, Iwanttobeskinny» («Дорогой дневник, я хочу быть худой»). В целом стремление к худобе в них не выходит за рамки здравого смысла. Во всяком случае, участники сообщества дистанцируются от апологетов пищевых неврозов. Нездоровый телесный опыт – анорексия – маркируется форумчанами негативно. Девушек с анорексичными телами в этих сообществах называют «депрессивными» и «чокнутыми», а анорексию считают «страшной болезнью».

Контент одного из сообществ – «DearDiary» – весьма показателен. Почти половина (49,8%) публикаций на стене сообщества посвящены демонстрации «идеального тела» – главного стимула всех диет и фитнеса. Эти мотивационные посты вписаны в контекст процветания (там фигурируют сексуальные позы и атрибуты роскоши). Следом идут рекомендации по спортивным нагрузкам (25,6%), здоровому питанию (17,4%) и уходу за собой (7,2%). При этом контроль рациона и физкультура представлены как самый здоровый способ похудеть.

Одна из наиболее острых тем в таких группах – «зажоры», нарушения режима питания. За ними, судя по высказываниям форумчан, обычно следует «расплата» в виде разгрузочных дней. Результаты подобной работы над собой оцениваются коллективно: одногруппники дают свои комментарии. Таким образом, благодаря сетевой «аттестации» формируется иерархия женских образов («лучших», «самых популярных» и пр.), в которых закрепляются стандарты красоты и рецепты успешности, резюмируют Литвина и Остроухова.

Невроз худобы создает иллюзию избранности

Группы, посвященные другим телам (будь то полные или, наоборот, анорексичные), включают намного меньше участников и нередко находятся в закрытом доступе. Авторы статьи фокусируют внимание на про-анорексичных сообществах, которые зациклены на экстремальной худобе и отсутствии аппетита. Аналогичные движения есть и на Западе (“wannarexics”, “pro-Ana” и пр.), они объединяют людей, культивирующих пищевые неврозы.

Анорексия как «телесный перформанс» нередко оказывается следствием привычки женщин ориентироваться больше на образы в СМИ, чем на собственные ощущения. В соцсети «Вконтакте» насчитывается немало публичных страниц и групп, которые позиционируют себя как «про-анорексичные». Самые большие из них включают около 65 тысяч участников. Аудитория таких сообществ – наиболее молодая. Главные «сторонники» истощения – студенты-младшекурсники и школьники.

Если сообщества типа «Здоровое тело», «DearDiary, Iwanttobeskinny» культивируют вполне логичные телесные идеалы, то про-анорексичные группы ставят целью достижение самого низкого веса, который обычно опасен для здоровья. Они продвигают установки: «Моя конечная цель – 0 кг», «Будь худой или умри, стараясь ею стать». Отсюда и поэтизация неэстетичных, с точки зрения здравого смысла, образов – с голодными обмороками, костлявостью, бледностью и головокружением. Иными словами, императивы сексуальности и здоровья почти отсутствуют в про-анорексичных группах. В этих сообществах, напротив, утверждается культ «иного», специфичного тела.

Основным способом сбросить вес, по мнению форумчан, служит голод, нередко экстремальный. Практики подобной аскезы героизируются, служат знаком сильной воли и своебразной «избранности». Голоду сопутствует целый арсенал опасных средств, среди которых – вызов рвоты, курение и прочее.

Про-анорексичные сообщества отличает обилие символов: девушки представляют себя в виде невесомых, волшебных существ – фей, бабочек, нимф. Анорексия и булимия метафоризируются, олицетворяются, представая в образах лирических героинь Аны и Мии, с которыми участницы сообщества ведут диалоги и которым посвящают свои тексты. Такие нарративы наполнены телесными образами, которым свойственны одиночество, а в определенном смысле – и асексуальность и андрогинность, подчеркивают исследователи.

«Онлайн-сообщества становятся пространством, где анорексия переопределяется из стигмы в элитарное, желанное, особенное состояние», – делают вывод Остроухова и Литвина. При этом участники групп ждут друг от друга поддержки и находят ее, солидаризируются.

Таким образом, новые медиа тиражируют образы «идеальных» тел – специфических (анорексичных, андрогинных) или вполне привычных (молодых, спортивных, сексуальных). Тем самым соцсети подпитывают нескончаемую рефлексию молодежи по поводу своего физического облика, которому всякий раз приписывается едва ли не решающее влияние на жизненный успех.

См. также:

Молодые люди зациклены на стройности
Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Молодежь жаждет самореализации
Современные дети живут в «сети»
Подростки редко откровенничают в соцсетях

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,25 марта, 2015 г.