Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Сектор услуг способствует спаду в экономике

Сектор услуг способствует спаду в экономике

Сектор услуг существенно «просел» в начале 2015 года. «Мертвый» зимний сезон в сочетании с устойчивым снижением потребительского спроса вынудил предпринимателей заметно снизить деловую активность, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг.

В I квартале 2015 года на рынке услуг был отмечен резкий спад деловой активности. Заметно усилилась негативная динамика всех ключевых показателей, характеризующих состояние отрасли: потребительского спроса и оборота, численности работников и полученной прибыли, а также финансового положения компаний. Падение этих показателей относительно предыдущего квартала оказалось максимальным за три с лишним года проведения обследований.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,4 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России. Обследование проведено Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Как пишут эксперты ЦКИ, число предпринимателей, отметивших снижение потребительского спроса, объема оказанных услуг и полученной прибыли, в I квартале существенно превышало число тех, кто сообщил о позитивных сдвигах. 31% респондентов констатировали ухудшение экономического положения организаций, 45% пожаловались на дефицит финансовых средств (рост на 6% в годовом интервале).

«Ускоренный спад деловой активности в сфере услуг был обусловлен, главным образом, продолжающимся сокращением платежеспособного потребительского спроса», – подчеркивается в мониторинге. Реальная заработная плата работающего населения снижается ускоренными темпами, при этом потребительские кредиты стали недоступными для большинства населения.

Ситуацию усугубило и существенное удорожание многих видов услуг. О росте расценок сообщили 15% предпринимателей – это почти в два раза больше, чем в начале 2014 года. Особенно заметно подорожали туристические и стоматологические услуги, наиболее тесно связанные с курсом национальной валюты, что самым негативным образом отразилось на спросе. Оказавшиеся в бедственном положение предприниматели начали опережающими темпами сокращать численность занятых.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) показал беспрецедентное падение до рекордного значения (-12%), что указывает на резко неблагоприятный бизнес-климат в этом сегменте экономики.

Ухудшение делового климата наблюдалось во всех видах деятельности сферы услуг. Хуже всего дела обстояли в сегменте техобслуживания и ремонта автотранспорта, рекламы и туризма, где ИПУ снизился более, чем на 20% до значений (-22%), (-24%) и (-25%) соответственно. Традиционный лидер в сфере услуг – страховой бизнес также не смог удержаться на плаву. В I квартале ИПУ в этом виде деятельности впервые опустился до отрицательного значения (-4%).

Прогнозы на начало будущего года у экономистов ЦКИ пессимистичные. «Следующий квартал вряд ли принесет серьезное улучшение ситуации. Весенне-летнее оживление деятельности в сезонных видах услуг не сможет полностью компенсировать отсутствие позитивных сдвигов в геополитической и макроэкономической обстановке, сохраняющуюся инфляционную и курсовую составляющие и сокращение реальных денежных доходов населения», – заключают они.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сфера услуг, наряду с розничной торговлей, приняла на себя основной удар кризиса.

Доходы потенциальных потребителей услуг – как населения, так и организаций – продолжили снижение. Панические настроения конца прошлого года, генерировавшие ажиотажный спрос на товары и услуги, миновали и уступили место стратегии «затягивания поясов» и склонности отказываться от многих необязательных услуг.

Туристический бизнес, практически рухнувший еще в конце прошлого года на фоне девальвации рубля и ограничений на выезд для части населения, пока не подает сигналов к возможному восстановлению активности. Сокращение спроса на заграничные поездки, особенно в европейские страны, банкротства турфирм и туроператоров, падение доверия потребителей к организованному туризму, сокращение глубины бронирования – все эти негативные факторы не утратили своей значимости.

Вместе с тем, предстоящий год мог бы стать переломным в развитии внутреннего туризма. Такое «импортозамещение» вполне возможно, поскольку пертурбации на валютных рынках весьма способствуют развитию интереса россиян к путешествиям по стране и отдыху на российских курортах. Переориентация туроператоров на внутренний рынок, если она будет сопровождаться соответствующим развитием инфраструктуры, способна стать одним из основных трендов развития отрасли.

В начале текущего года судьбу туристического бизнеса готовы повторить сегменты ремонта и технического обслуживания автотранспорта и реклама. Спрос на эти услуги заметно падает. Продажи новых автомобилей сокращаются, на их ремонте и обслуживании автовладельцы стараются, по возможности, экономить. А реклама, видимо, рассматривается многими предпринимателями как услуга, от которой вполне можно отказаться в тяжелые для бизнеса времена.

Наиболее оптимистичные участники обследований – страховщики – впервые за три с лишним года продемонстрировали неуверенность в перспективах своего бизнеса. Частично это связано с сокращением рынка продаж автомобилей и автокредитования, что привело к существенному уменьшению спроса на страховые программы. Однако тот же авторынок может поддержать на плаву страховые компании в 2015 году благодаря повышению тарифов по ОСАГО и росту взносов по страхованию жизни.

В создавшихся условиях в лидеры рынка услуг вышли ломбарды – только в этом сегменте было отмечено оживление спроса и рост уверенности предпринимателей.

К сожалению, обследованием не охвачены коллекторские услуги. Скорее всего, указанный сегмент сегодня также занимал бы лидирующие позиции по своей деловой активности. В целом же сфера сервиса по-прежнему сохраняет реальные шансы внести негативный вклад в динамику ВВП и стать драйвером погружения экономики страны в рецессию.

Полный текст презентации «Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года» 

 

9 апреля, 2015 г.