Ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока объявлено одним из приоритетов российской государственной политики. В 2012 году создано министерство по развитию Дальнего Востока, в 2013 году провозглашена новая модель развития восточных территорий. Единственным перспективным способом развития Дальнего Востока является поддержка производств, ориентированных на экспорт в АТР. Для стимулирования иностранных инвестиций предлагалось создать особые экономические зоны – «территорий опережающего развития» (ТОРы). В настоящее время утвержден список из шести инвестиционных проектов и трех территорий опережающего развития, которые будут запущены в России уже в 2015 года.
Настораживает относительно слабый интерес иностранных инвесторов к данным проектам, отметил Игорь Макаров в докладе «Перспективы интеграции Сибири и Дальнего Востока в экономические связи в рамках АТР». Зарубежные партнеры, имеющие виды на Сибирь и Дальний Восток, хотят получить доступ к природным богатствам региона и использовать его транзитный потенциал.
По версии автора, Россия должна смириться с фактом, что Сибирь и Дальний Восток не станут новыми центрами индустриализации: «Необходимо признание того, что основой новой экономики Сибири и Дальнего Востока останутся природные ресурсы. В использовании данных природой богатств нет ничего плохого. Важно, чтобы ресурсный сектор работал на благо региона». В таком случае, на фоне нехватки в АТР природных ресурсов у России есть шанс встроиться в новую модель хозяйственных связей в рамках АТР.
Однако, есть ряд препятствий: идея превратить регион в поле международного сотрудничества непопулярна у российского общества и части элиты. Скептики опасаются, что открытие границ приведет к наводнению восточных регионов РФ китайцами, а затем и к выходу их из-под контроля Москвы де-факто, а возможно и де-юре.
Российский бизнес слабо ориентирован на страны АТР, а в приходе иностранных инвесторов видит едва ли не иностранную экспансию.
Относительно многочисленное и высоко квалифицированное население Западной Сибири живет далеко от мест реализации большинства предлагаемых проектов. Есть недостаток транспортной инфраструктуры, который можно преодолеть с помощью госинвестиций в сочетании с дерегулированием ключевых транспортных отраслей.
Серьезным препятствием для прихода иностранных инвесторов являются институциональные барьеры: низкая защищенность инвесторов, чрезмерный уровень государственного регулирования, бюрократизация, и т.д.
Наконец, у иностранных инвесторов так и не сложилось картины того, как государство собирается развивать регион.
Игорь Макаров перечисляет, что нужно сделать, чтобы стимулировать развитие восточных регионов РФ:
Давно назрела и постепенная налоговая децентрализация. Нужно и продвижение дальневосточной повестки на региональных интеграционных площадках, более активное участие в азиатских механизмах финансирования развития (Азиатский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций).
Именно в этих мерах, как полагает Макаров, «лежит ключ» к интеграции Сибири и Дальнего Востока в хозяйственные связи в АТР.
См. также:
Дальний Восток отстает по темпам модернизации
Неравенство между регионами будет расти
История заселения регионов влияет на менталитет их жителей
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!