Рост потребительских цен в марте составил 1,2% – против 2,2% в феврале и 3,9% в январе. Замедление роста цен было обусловлено исчерпанием большей части эффекта девальвации, завершившейся в январе, на фоне масштабного (-8% год к году, по состоянию на февраль) спада розничных продаж и разворота курсовой динамики.
Если в среднем за январь по номинальному эффективному курсу рубль ослаб на 7% (тем самым обеспечивая высокую инфляцию в следующем месяце – феврале), то за февраль он не изменился, а за март – укрепился на 9,3%. Несмотря на стремительную стабилизацию ценовой динамики, темп 12-ти месячной инфляции в марте достиг 16,9% (это максимум с марта 2002 года) – в феврале он составлял 16,7%.
Рисунок 1. Краткосрочное влияние курса рубля (показан на графике с запаздыванием в один месяц) на инфляцию
Источник: CEIC Data, Банк России, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Как и в феврале, рост цен в марте замедлялся во всех трёх основных ценовых агрегатах.
В продовольствии текущая инфляция опустилась до 1,3% с 2,9% в феврале. Больше всего цены выросли на чай и кофе (3,9%), рыбопродукты (3,2%), кондитерские изделия (2,6%), масло и жиры (2,6%), макаронные и крупяные изделия (2,1%). При этом наиболее оперативно реагирующие на курс рубля сахар и плодоовощная продукция подешевели за месяц на 6,8% и 1,6% соответственно.
К концу февраля темп накопленного за 12 месяцев роста продовольственных цен составил 23,0% против 23,3% в феврале – цены стали расти медленнее, чем в прошлом году, когда из-за ряда продовольственных шоков начали быстро дорожать молочные продукты, овощи, сахар и мясо.
Таблица 1. Динамика ключевых индикаторов инфляции, в %
Рост цен на непродовольственные товары замедлился в марте до 1,4% с 2,1% в феврале и 3,2% в январе. Почти в половине товарных групп эффект от девальвации уже реализован, и темп роста цен стремительно опускается. Однако на многие товары рост цен носит достаточно устойчивый характер: моющие и чистящие средства, парфюмерно-косметические товары, галантерея – 2–3,5% в месяц в январе-марте; одежда и бельё, трикотажные изделия, обувь – 1,5–2% в месяц. Наличие таких товарных групп создаёт предпосылки для более медленного снижения инфляции в сегменте непродовольственных товаров по сравнению с продуктами питания. Темп скользящей 12-месячной инфляции в непродовольственных товарах в марте повысился до 13,9% против 13,0% в феврале и 11,2% в январе.
Рост стоимости платных услуг населению в марте замедлился до 0,3% – против 0,8% в феврале и 2,2% в декабре и январе (без устранения сезонности, из-за высокой доли регулируемых тарифов). В части услуг, используемых для расчёта базовой инфляции, после устранения сезонности замедление оказывается ещё более сильным – до 0,1% в марте с 3–4% в декабре-январе. Если по многим группам услуг рост цен превышает 1% в месяц, то услуги зарубежного туризма на фоне укрепления рубля подешевели на 2,2%.
Таким образом, мартовская статистика подтвердила тренд на стремительное замедление роста потребительских цен. Укрепление рубля в марте и апреле (на 9,3% и 10% соответственно, по номинальному эффективному курсу) может привести к тому, что в апреле и мае текущая месячная инфляция не будет превышать 0,9% в месяц – уровня, наблюдавшегося в эти месяцы годом ранее. Очень вероятно, что темп скользящей годовой инфляции с апреля начнёт снижаться. Успех в борьбе с высокой инфляцией в сочетании с избыточным, спекулятивным укреплением рубля может привести к тому, что на заседании 30 апреля Банк России в очередной раз примет решение о снижении ключевой ставки – с 14% до 13%.
Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!