Надо ли готовиться к кризису, событиям, которых никто не ждет, чтобы преуспеть, или же сохранять спокойствие и жить по законам мирного времени – более верная в финансовом плане стратегия?
Сорокадевятилетний ливанец, выпускник Сорбонны и нью-йоркский финансовый гуру, автор книги «Черный лебедь» Нассим Талеб считает, что успех сопряжен с непредсказуемыми происшествиями. Он убежден: именно они дают толчок как истории в целом, так и существованию каждого отдельного человека. И чтобы преуспеть, надо знать, как с ними обращаться, то есть постоянно готовиться к кризису.
Сразу после выхода этой книги автор блестяще продемонстрировал свою «не-теорию» на практике: на фоне финансового кризиса компания Талеба заработала (а не потеряла!) для инвесторов полмиллиарда долларов. Из главного еретика Уолл-стрит, который в одиночку выступил против легиона футурологов и аналитиков, Нассим Талеб превратился в фигуру, чье влияние стало распространяться далеко за пределы финансового мира.
На финансовых рынках термин «Черный лебедь» обозначает труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Логика «Черного лебедя» делает то, чего вы не знаете, гораздо более важным, чем то, что вы знаете. Ведь если вдуматься, то многие «Черные лебеди» явились в мир и потрясли его именно потому, что их никто не ждал. Такова теория Талеба. Опираясь на математические методы анализа, Фуад Алескеров ее опровергает. В докладе «Плохо ли то, что мы не можем распознать «Черных лебедей?» он утверждает: современные экономические модели не должны уметь предсказывать кризисы, и очень редко трейдеры могут принять правильное решение в расчете на кризисную ситуацию.
Если на железной дороге произошла авария из-за поломки рельсов, никто не винит математиков, которые занимаются составлением расписаний. А в периоды кризисов начинается непрерывное обвинение экономистов, что они не смогли предвидеть его приближение, отметил Алескеров. Экономика – гораздо более сложная наука, чем физика, потому что в принятие решений вовлечен человек, и он может менять или перестраивать свое поведение. Поэтому постоянное ожидание кризисов несовместимо с нормальной человеческой психикой и мало что может дать в финансовом плане.
Алескеров и его соавторы показали, что более выигрышной в финансовом плане стратегией является ориентация на спокойную жизнь, распознавание регулярных процессов на финансовом рынке и принятие решений, исходя из оптимистичных прогнозов.
Для того чтобы разобраться с теорией «Черных лебедей», Алескеров и его соавтор, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Людмила Егорова представили процессы, происходящие на бирже, в виде двух случайных процессов, один из которых происходит часто (нормальный режим), а другой – редко (кризис). Используя математические модели, они оценили средний выигрыш при различных вероятностях правильного распознавания этих процессов и применили полученные оценки для реальных процессов на бирже.
Если некризисные, регулярные процессы на фондовом рынке распознаются правильно с вероятностью чуть более 50% (даже при том, что кризисы никогда не распознаются правильно), это почти всегда позволяет иметь положительный средний выигрыш, утверждают эксперты.
С ожиданием и распознаванием кризисов все гораздо сложнее. На протяжении длительного промежутка времени такая стратегия (ориентация на выигрыш во время кризиса) может принести убытки, так как в большинстве случаев трейдеры действуют наугад. Рассчитать, когда и какой кризис наступит, слишком сложно, так как они происходят редко и причинно-следственные связи тут довольно сомнительны. Например, сложно ответить на вопрос: являются ли сведения о том, что снизились цены на нефть, предвестником того, что экономика переживает спад, или это временное явление, и на состояние экономики оно не повлияет.
При этом, если трейдер угадает наступление кризиса, его ждет неплохое вознаграждение, если не угадает, то он понесет потери. Однако в силу того, что, по статистике, кризисы происходят редко, эти проигрыши и выигрыши будут нивелированы со временем, и важным окажется умение ориентироваться в условиях «мирной жизни». Как выяснили Алескеров и Егорова, основываясь на показателях фондового индекса S&P 500 за 1999 – 2009 годы, за год в среднем бывает 246 «спокойных дней» и 4 дня, характеризующихся высокой волатильностью и падением индекса.
«Получается, что вероятность ошибиться при распознавании частых событий оказывает несравненно более сильное влияние на ожидаемый выигрыш. Фактически, достаточно распознавать некризисные события в чуть более чем в половине случаев для обеспечения положительного результата всей игры», – подчеркнул Алескеров. По его подсчетам, даже если трейдер вообще не будет учитывать вероятность кризисов на протяжении одного года, его доход будет положительным при любом развитии событий.
Данные фондовых рынков также показали: трейдеры, настроенные на кризисы, хуже ориентируются в реалиях спокойной жизни, чем те, кто кризисы игнорирует, и поэтому проигрывают. А те трейдеры, которые следуют за распознавателями «Черных лебедей», проигрывают еще больше.
«Ни к чему хорошему это не приводит, так как спокойная жизнь доминирует, и в первую очередь надо распознавать ее. Этот вывод вполне согласуется с логикой осторожного поведения, предписывающей почти надежное получение малых выигрышей», – резюмировал свое выступление Алескеров.
Полный текст доклада «Плохо ли то, что мы не можем распознать "Черных лебедей"?»
См также:
Научные работы меняют фондовый рынок
Биржевой игрок – мужчина в самом расцвете сил?
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!