На проекты государственно-частного партнерства в России возлагаются большие надежды. Они должны решить проблему плохих дорог, стать важным источником инвестиций в ЖКХ и здравоохранение. Объем инвестиций в инфраструктуру в России за период 2000-2010 годов в среднем составлял всего 1-2% от ВВП, в то время как в Индии он достигал 4-6%, а в Китае 8-10%, во многом благодаря именно проектам ГЧП.
Казалось бы, выгода ГЧП для государства и для бизнеса очевидна. Бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования и получает госгарантии, то есть минимизирует риски. Государство же находит финансовую помощь в решении инфраструктурных и социальных вопросов. Однако до сих пор (с момента внесения понятия ГЧП в законодательство прошло почти десять лет) государственно-частное партнерство представлено лишь единичными проектами.
Профессор департамента финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Елена Федорова, магистр Университета Христиана Альбрехта Валентина Гурина и аспирант Санкт-петербургского госуниверситета Сергей Довженко решили выяснить, какие факторы влияют на решение государственных и частных инвесторов вложить денег в проекты ГЧП и от чего зависит эффективность таких проектов. Результаты исследования были изложены в докладе «Государственно-частное партнерство в России:
анализ факторов эффективности».
Исследование было проведено методом эконометрического моделирования. Были собраны данные о 226 проектах ГЧП за период с 1996 по 2012 год с федерального портала ГЧП инфо. Эффективность проектов оценивалась через общий объем инвестиций и долю частных инвестиций в проект. Лучшими считались проекты с бюджетом более 62 млн долларов США.
Факторы, влияющие на эффективность (то есть размер инвестиций), были разбиты на три блока:
Самые крупные проекты ГЧП чаще всего долгосрочны (время их реализации более семи лет) и реализуются строго в соответствии с законодательством, выяснили авторы исследования. При этом максимум инвестиций привлекают проекты комплексного развития территорий. Их совокупная доля в ГЧП составляет 44%. Каждый такой проект привлекает в среднем 62,35 млн долларов.
Собранные статистические данные также показали: самыми масштабными являются проекты, которые выполняются на федеральном уровне. Их меньше региональных (20% против 48%), но в подавляющем большинстве (94%) они более крупные (общий объем инвестиций больше 62,35 млн долларов).
Самыми мелкими оказались практически все проекты (91%) на муниципальном уровне.
Средний срок реализации федеральных проектов – почти десять лет, региональных – 4,8года, муниципальных – 3,8 года.
Однако не все масштабные проекты ГЧП одинаково привлекательны для частных инвесторов.
Факторами, положительно влияющими на процент частных инвестиций в проекте, являются:
Частных инвесторов, в отличие от партнеров со стороны государства, не привлекают долгосрочные проекты, реализующиеся в форме концессии, при участии инвестиционного фонда.
Большинство проектов с высокой долей частных инвестиций реализуются в отрасли комплексного развития территорий (71%), а также в ЖКХ (57%). В транспортной отрасли только 40% проектов имеют высокую долю частных инвестиций, выяснили авторы исследования. При этом максимальная доля частных инвестиций – более 84% была выявлена в сфере ЖКХ, в других отраслях – только 70,5%.
Чтобы претендовать на деньги частных инвесторов, проект ГЧП должен быть открыт и прозрачен, доступен для внешнего аудита и консультаций. Как выяснили авторы исследователи, в проектах с высокой долей частных инвестиций в 86% случаев участвуют консультанты, в 67% случаев информация о них общедоступна в сети интернет.
Концессионная форма проектов является более выгодной для государства, так как тот актив, который строится, остается в собственности государства, а частные инвесторы смогут лишь управлять им в течение срока, оговоренного в проекте. Поэтому если проект реализуется в форме концессии, то следует ожидать более низкий процент частных инвестиций в проекте.
Исследование показало, что частные инвесторы предпочитают краткосрочные проекты, пытаясь таким образом застраховаться от дополнительных рисков. С другой стороны, участие инвестфонда ограничивает частных инвесторов, ставя перед ними рамки, повышая риски и снижая прибыль от проекта, так как при участии инвестфонда все риски перекладываются на частного инвестора, что крайне ему не выгодно.
В целом же проекты ГЧП выгодны частному бизнесу. Проведенный анализ показал, что у 66% предприятий, принявших участие в таких проектах, улучшились показатели рентабельности. При этом показатели финансовой устойчивости и ликвидности улучшились в среднем только у 47% предприятий. Ведь для успешной реализации проекта ГЧП предприятие привлекает большой объем заемных средств, пояснили исследователи.
Наиболее благоприятное влияние, по их расчетам, вступление в проект ГЧП оказывает на компании, занятые в строительстве, образовании и культуре.
См также:
Инвесторы выбирают регионы с развитой экономикой
Регионы оказались на разных полюсах инновационного развития
Дорогая нефть не станет альтернативой институциональным реформам
Мегапроекты разные нужны
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!