Диверсификация бизнеса, подразумевающая появление новых продуктовых линеек, – один из основных способов роста и поддержания конкурентоспособности компаний во всем мире. Таким образом, предприятие занимает новые ниши и, в ряде случаев, если речь идет о развивающихся странах, даже может создавать новые внутренние рынки, выигрывающие конкуренцию с существующими внешними.
Профессор НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская и стажер-исследователь научно-учебной лаборатории корпоративных финансов НИУ ВШЭ Ирина Скворцова решили выяснить, насколько отличается эффективность компаний в зависимости от способа реализации стратегии диверсификации. «Между собой сравнивалась эффективность деятельности компаний и стратегии диверсификации, то есть роста за счет расширения ассортимента и вывода на рынок новых продуктов», – пояснила Скворцова.
Под органическим ростом подразумевалось развитие за счет внутренних инвестиций, под неорганическим – слияния и поглощения. Эффективность измерялась показателем экономической прибыли. Использование этого показателя позволило ответить на вопрос, каким образом изменяется фундаментальная стоимость компании в течение периода наблюдения.
Были проанализированы сведения по 861 компании. При этом 253 фирмы представляли развивающиеся рынки капитала, а 608 организаций – развитые. Авторы изучили данные за 2009-2012 годы. Выборка компаний была cформирована на основании данных информационно-аналитической базы S&P Capital IQ. В нее включались публичные компании, ведущие финансовую отчетность в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP на протяжении всего периода наблюдения. Больше половины всех анализируемых компаний составили промышленные предприятия производственного сектора.
Результаты исследования были представлены в докладе «Эффективность органического и неорганического роста компаний путем диверсификации бизнеса на развитых и развивающихся рынках капитала» в рамках регулярного семинара «Эмпирические корпоративные финансы».
Анализ статистических данных показал: по уровню рентабельности активов компании с развивающихся рынков капитала приблизительно в 1,3 раза превосходят фирмы с развитых рынков. При этом для компаний Германии, Франции и Италии характерно более высокое отношение рыночной стоимости к балансовой стоимости активов.
На развитых рынках капитала на Западе диверсификация бизнеса на основе стратегии органического роста (то есть инвестиций в создание новых продуктов) увеличивает стоимость компании в краткосрочном и долгосрочном периоде. При этом диверсификация на основе стратегии неорганического роста (за счет слияний и поглощений) повышает стоимость компании только на краткосрочном горизонте.
На растущих рынках капитала диверсификация бизнеса на основе стратегии органического роста снижает стоимость компании в краткосрочном периоде, но в случае диверсификации на основе стратегии неорганического роста способствует увеличению стоимости и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде. То есть, более эффективной стратегией в развитых странах является расширение бизнеса посредством инвестиций в создание новых продуктов, в развивающихся – расширение бизнеса путем слияний и поглощений.
Компании на растущих рынках капитала используют период кризиса для завоевания конкурентных позиций, что предполагает активную экспансию на новые продуктовые рынки для того, чтобы догнать или вытеснить зарубежных конкурентов, отметили ученые. Так как многие проекты могут быть недостаточно проработанными и реализовываться только для того, чтобы успеть воспользоваться сложившейся ситуацией, диверсификация органическим способом не приводит к созданию дополнительной стоимости, а наоборот снижает эффективность деятельности компаний.
В то же время на Западе повышение уровня конкурентоспособности за счет увеличения размеров компании становится все более неэффективным, особенно в долгосрочной перспективе. Современные рынки требуют от компаний разработки более современных технологических решений, то есть развития изнутри, нежели достижение выгодных условий с контрагентами в случае наличия у компании рыночной силы.
См также:
Социальная активность приносит бизнесу привилегии
Социально активные компании более конкурентоспособны
Предприниматели не готовы передать бизнес наследникам
Индустрия адаптировалась к финансовым шокам
Ведущие компании ищут талантливую молодежь
Развитие предпринимательства не способствует росту экономики
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!