В Глобальном индексе инновационности Россия занимает 49‑е место, отставая от большинства европейских стран и развитых стран Азии. Это говорит о том, что внедрение инноваций в российской экономике продвигается с большим трудом. В то же время в сфере образования инновации внедряются весьма интенсивно, и они получили высокую оценку в рейтинге Measuring Innovation in Education, составленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): среди 29 стран-участниц Россия вошла в первую пятерку по общему уровню инновационности национальной системы образования.
Инновации в российском образовании в первую очередь связаны с мерами государственной политики, в том числе с образовательными реформами и вводимыми стандартами, отметили специалисты ОЭСР. При этом применение новых методов обучения и новых идей в образовательных учреждениях продвигается значительно медленнее. Боязнь перемен и закрытость системы «тормозит» инновационное развитие в школах, колледжах и вузах.
Инновационность учебного заведения в России часто зависит от личности его руководителя и сотрудников. От профессионалов требуется готовность действовать в рамках происходящих инновационных процессов, интегрировать инновации в свою текущую деятельность.
Директор конкурса инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева и научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон решили выяснить, что представляют собой инноваторы российской системы образования: кто они и каковы их жизненные ценности. Результаты исследования были опубликованы в статье «Портрет инноватора образования XXI века» в журнале «Вопросы образования».
Выборку исследования составили участники конкурса инноваций в образовании, проведенного в 2014 году Институтом образования НИУ ВШЭ: сотрудники необразовательных учреждений, преподаватели вузов и колледжей, школьные учителя, большинство из которых получили дипломы по специальностям «образование и педагогика» (28%), «общественные науки» (17,6%) и «гуманитарные науки» (13,5%). Также в исследовании были задействованы студенты и школьники. Авторы исследования проанализировали биографии участников конкурса и их ответы на вопросы о жизненных приоритетах. С помощью портретного опросника Шварца они должны были ранжировать для себя десять базовых ценностей, таких как безопасность, традиционность, благожелательность, традиционализм, гедонизм, самостоятельность, риск, власть, достижение, конформность.
Как объясняют Королева и Хавенсон, участники конкурса стали объектами исследования не случайно. Это наиболее активные и яркие представители системы образования, люди, работающие над своим профессиональным ростом и «двигающие вперед» свое учебное заведение.
Проведенное исследование показало: инноваторами в области образования могут быть не только директора школ и ректоры вузов, но и простые учителя, школьники и студенты, а также люди, находящиеся вне стен образовательных учреждений: общественные деятели, чиновники, эксперты.
Инноваторов отличает высокий уровень образования (каждый третий – кандидат или доктор наук, у 1,7% опрошенных есть степень MBA) и заинтересованность в повышении квалификации. Большинство из них участвуют в тренингах, курсах, семинарах и т.д. Так, за последние три года две трети респондентов прошли краткосрочные тренинги и курсы онлайн, а 84% занимались на очных курсах.
По своим ценностным приоритетам они сильно отличаются от населения России в целом.
Приверженцы самостоятельности, благожелательности и универсализма, они ориентированы на активную деятельность, направленную на улучшение жизни как близких людей, так и общества в целом. Также им свойственна готовность идти на риск для достижения результатов и открытость новому опыту. «Эти люди независимы в своих действиях от мнения других, не испытывают страха перед новым, им свойственны изобретательность и любопытство. Они стремятся контролировать происходящее, полагаясь на собственные умения и возможности», – подчеркнули авторы исследования.
В общероссийской выборке ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма не являются ведущими. При этом ценности традиции и конформности, которые во многом определяют жизнедеятельность среднего россиянина, не значимы для инноватора в области образования. Инноваторы не руководствуются в своем поведении желанием угодить своим близким, пренебрегая своим мнением и интересами, они не боятся нарушить существующие общественные нормы. Также им не свойственно стремление получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях.
Проведенный опрос показал, что в сфере образования существует ядро специалистов, готовых не только принимать реформы «сверху», но и быть инициаторами grass‑roots innovation – массовых инноваций, или инноваций на местах.
Руководители-реформаторы отличаются от остальных инноваторов большим настроем на самостоятельность. Такой результат вполне ожидаем и логичен: руководителям надо быть готовыми не просто принимать участие в инновационном процессе, но и выступить с инициативой проекта, собрать команду и продвигать свою идею.
См также:
Успешные вузы не боятся трансформаций
Школы нуждаются в лидерском стиле управления
Университет научит школу развивать детей
Российская школа нуждается в открытости
Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!