В современной России достаточно высок разброс между уровнями дохода разных групп молодежи. Это обусловлено главным образом принадлежностью к той или иной профессиональной сфере и типу занятости, которые определяют не только уровень дохода, но и стиль жизни, потребительские практики, предпочтения в формах проведения досуга, финансовое планирование, а также восприятие и трактовку такого понятия как успех.
В ходе реализации проекта сотрудники ЦМИ провели исследование среди трех групп молодежи: работающих в бизнес-компаниях, в бюджетных организациях, а также самозанятых на предмет того, как респонденты относятся к своей профессиональной деятельности, как распоряжаются временными и финансовыми ресурсам и в какие потребительские практики вовлечены.
Проект был реализован в два этапа. Сначала исследователи провели вторичный анализ данных, собранных ЦМИ в разные годы в рамках предыдущих проектов, которые включали опросы молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге и в городах Поволжья. На втором этапе были проведены глубинные биографические интервью с жителями Санкт-Петербурга. Исследователи разделили респондентов на две возрастные группы – 20-25 лет и 30-35 лет. В каждой группе было проведено по 30 интервью. В выборке в равной степени представлены мужчины и женщины.
Исследование показало, что молодежь в целом по-разному трактует понятия общественный и личный успех. Если общественный успех (успех в обществе) в сознании респондентов связан с материальными достижениями, статусом и т.п., то личный успех многие молодые люди видят в наличии возможности заниматься любимым делом. Эта часть исследования описана в статье ОpEc.ru «Личный успех определяет любимая работа».
Другой пласт исследования ЦМИ посвящен потреблению и культурно-досуговым практикам. Анализ показал, что стиль жизни молодежи трех групп достаточно разнится. Однако неумение, либо невозможность выстраивать долгосрочные финансовые стратегии часто является общей чертой представителей разных возрастных и профессиональных групп.
Исследование демонстрирует, что культурно-потребительские стратегии респондентов двух возрастных категорий 20-25 и 30-35 лет во всех трех группах имеют существенные отличия, которые обусловлены семейными обстоятельствами. Если двадцатилетние могут инвестировать финансовые и временные ресурсы в себя, то тридцатилетние чаще всего сосредоточены на семейном благополучии.
Первая группа, которую исследовали ученые ЦМИ, – сотрудники бизнес-компаний. Самые молодые респонденты этой группы (20-25 лет), как показывает анализ интервью, еще находятся в поисках самих себя. При этом время и финансы в среде данной категории молодежи нередко расходуются на «погулять», «развлечься» и «купить то, что модно». Повседневные расходы двадцатилетних профессионалов, работающих в сфере бизнеса, как отмечают исследователи, сложно поддаются контролю, а финансовое поведение неровное. Как показали опросы, респонденты могут одновременно и «тратить, ни в чем себе не отказывая», и тут же экономить, например, на еде.
Исследователи отмечают, что нежелание снижать расходные планки заставляет молодых респондентов поступаться своими идеалами и выбирать менее затратные с ресурсной точки зрения пути роста или развития. Например, предпочтение дорогого вуза более бюджетному. Та же самая ситуация есть и в старшей группе, однако здесь она связана с ориентацией на семью, вложениями в недвижимость, автомобиль и т.п.
Как показывают опросы, тридцатилетние профессионалы из бизнес-сферы также готовы тратиться на развлечения – качественное проведение досуга, в том числе с детьми, важно для этой группы. Экономия, как и среди младших респондентов, здесь не очень распространенное явление. Так, например, 30-летний специалист нефтяной компании рассказывает о том, как «разлетаются» деньги из семейного бюджета: «На детей…да.. На всякую еду, вот такие мелочи. Потому что всё время, если мы идём гулять мимо какого-нибудь магазина, какую-нибудь фигню покупаем. Игрушку там, машинку, ещё что-то. И вот, если это всё складывать, то мы так прикидывали, получается, ну, такой значительный пласт. И тоже одежда. Всё это быстро очень у нас разлетается куда-то». Но все же исследователи отмечают, что в этой группе в отличие от совсем молодых чаще присутствуют практики накопления, в том числе создания так называемых «заначек».
Еще одна отличительна черта тридцатилетних респондентов – следование за брендовыми предложениями как за «наиболее надежными», а также статусное потребление, которое присутствует и среди двадцатилетних. «Подвержена тоже особенно, я вот к Айфону трепетную страсть испытываю. И вот как новая выходит, я, прям, должна сразу пойти, себе это новое заиметь…у меня вся линейка есть», – говорит 30-летняя сотрудница нефтяной компании.
Молодежь, работающая в бюджетной сфере, более ограничена в своих ресурсах, чем молодые сотрудники, занятые в бизнесе. Это касается и финансов и времени. Так, исследователи отмечают, что у 20-25-летних информантов группы «Бюджетники» размер совокупного дохода колеблется от 15000 до 35000 рублей в месяц, у 30-35 летних, от 18000 до 55000 рублей в месяц. «Как в первой, так и во второй группе преимущество имеют женщины и мужчины, работающие в государственных структурах (администрациях, ТВ-компаниях, методических центрах), в более уязвимой позиции – учителя и актеры», – говорится в исследовании.
Авторы отмечают, что бюджетники меньше проводят досугового времени за пределами семейной обстановки и у них реже бывает определенное хобби. Это может быть связано с подработками, например, с репетиторством у учителей, недостатком средств на развлечения и хобби, а также со стремлением респондентов этой группы проводить досуг дома, например, за просмотром фильмов вместо похода в кинотеатр или на выставку, или на даче вместо тусовки в клубе.
Нередко большая часть расходов бюджетников уходит на еду, оплату бытовых нужд и т.п. Также респонденты в этой группе отмечали домашних животных как существенную статью расходов. «…а котам я, кормлю, пою, дорого, кстати, коты выходят. Ну, тысячи полторы за два месяца», – говорит 34-летняя работница администрации.
Внятных финансовых стратегий у респондентов этой группы также нет. «Вопросы о том, куда в основном уходят деньги, каковы ключевые статьи расходов, вызывали у информантов определенные сложности. В большинстве случаев подсчеты и размышления проходили прямо в процессе разговора, похоже, что они, если и не в первый раз об этом задумывались, то какой-то рационально выработанной стратегии у многих еще не существует», – пишут исследователи.
В ходе проекта выяснилось, что бюджетники опасаются брать кредиты, как, впрочем, и представители бизнес-группы, которые с недоверием относятся как к государственным, так и к коммерческим банковским структурам. Но тем не менее, если сотрудники бизнес-компаний все-таки решаются на покупку квартир по ипотечным программам, то бюджетники часто не могут себе этого позволить даже при наличии желания. Также здесь сложнее обстоит дело с накоплениями в силу небольших доходов. Серьезным мотивом к накоплению могут служить путешествия, которые в этой группе являются одним из маркеров общественного успеха помимо наличия семьи, большого дохода, высокой должности и т.п.
В отличие от бизнес-группы бюджетники реже гонятся за брендами, а предпочитают качество и надежность статусности товара.
Группа самозанятых менее гомогенна в своих культурно-потребительских практиках, чем бизнес-группа и бюджетники. Это объясняется тем, что здесь могут быть как фрилансеры с небольшими доходами, так и люди, занимающиеся серьезными бизнес-проектами. Однако нестабильность – это то, что объединяет самозанятых. Так, фрилансеры зависят от наличия заказов на работу, конкуренции с другими фрилансерами, а руководители собственных проектов от таких факторов, как, например, сезонность, инвестиции, кризисы и т.д.
Однако, несмотря на нестабильность, самозанятые в отличие от представителей других групп более активно пользуются кредитами. Это в основном касается людей, как отмечают исследователи, ведущих свой бизнес. Такие информанты нередко испытывают регулярную нехватку денежных ресурсов и восполняют их за счет кредитования или одалживания у друзей, родственников. «Достаточно распространена и смешанная модель, когда одалживания у друзей и знакомых используются для покрытия задолженностей по кредитам», – пишут исследователи.
Это одна из трех финансовых стратегий, выделенных учеными в этой группе. Другая стратегия связана с жестким планированием и учетом всех расходов, вплоть до таких мелочей, как покупка спичек или проезд в общественном транспорте. И третья стратегия – это накопления на «черный день».
Исследователи выделили также три ключевых линии потребительского поведения самозанятых: «запланированно-прагматическая», «гедонистическая» и «демонстративная». Первая линия предполагает экономию, предпочтение домашнего питания ресторанному и т.п, вторая – стремление к развлечениям и третья – использование свободного времени для повышения социального капитала. «Выход в свет» у представителей последней группы нередко нацелен на завязывание новых полезных контактов.
Также авторы отмечают, что путешествия, часто спонтанные, – нередкое явление среди самозанятых. И если для 20-25-летних отъезд на некоторое время в другую страну – это пока нечто абстрактное, то в возрасте 30-35 лет многие самозанятые уже имеют опыт продолжительного пребывания за рубежом.
*В реализации проекта принимали участие директор ЦМИ НИУ ВШЭ, доктор социологических наук Елена Омельченко, а также сотрудники ЦМИ Яна Крупец, Юлия Андреева, Святослав Поляков, Эльвира Ариф.
См. также:
Ненадежная занятость трансформирует общество
Ведущие компании ищут талантливую молодежь
Треть москвичей попала в средний класс
Семьям с детьми трудно делать сбережения
В малых городах России каждый второй живет в кредит
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!