Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Падение спроса на водку увеличит продолжительность жизни мужчин

Падение спроса на водку увеличит продолжительность жизни мужчин

В ближайшие 20 лет смертность мужчин трудоспособного возраста в России должна сократиться на треть. Это связано со сменой предпочтений в употреблении алкогольных напитков, а именно, со снижением популярности водки среди мужского населения. К такому выводу в ходе исследования пришли доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Евгений Яковлев и научный сотрудник Северо-Западного университета США Лоренц Куэнг (Lorenz Kueng).

Россия отличается большим разрывом в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Один из главных факторов того, что мужчины умирают раньше, – активное потребление крепких спиртных напитков. Главным образом речь идет о водке.

Однако в последние десятилетия водка становилась все менее популярным напитком, особенно среди российской молодежи, которая в отличие от старших поколений склонна к более активному употреблению пива, чем водки.

Евгений Яковлев и Лоренц Куэнг проанализировали тренды в потреблении алкоголя среди мужчин в СССР и в современной России и пришли к выводу, что снижение употребления водки должно способствовать сокращению мужской смертности на треть в ближайшие два десятилетия, даже при сохранении статус-кво – существующей алкогольной политики.

В ходе анализа ученые использовали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMSHSE). Результаты исследования были представлены на международной конференции RLMS-HSEв НИУ ВШЭ, также они опубликованы в свежем препринте «Насколько постоянны потребительские предпочтения?».

Гендерный разрыв по-русски

Средняя продолжительность жизни мужчин в России в период с 2000-го по 2009 год составила 60 лет, что, например, на 15 лет меньше, чем в США, на семь лет, чем в Бангладеш и на четыре года, чем в Северной Корее. При этом в России самая большая разница в продолжительности жизни мужчин и женщин – 13 лет в пользу женщин (данные за тот же период). В странах, которые взяты для сравнения, мужская продолжительность жизни намного более приближена к женской. В США и Северной Корее разница составила семь лет, в Бангладеш один год, отмечают ученые.

Большую роль в мужской смертности в России, как известно, играет алкоголь. Приблизительно 40% всех ежегодных смертей, по данным исследователей, связаны с алкогольным потреблением. Речь не только об алкоголизме и его последствиях. На долю летальных исходов от алкогольного отравления, циррозов печени и т.п., приходится только 7% смертей. Остальные более чем 30% смертей происходят по причине трагических событий, таких как, например, автомобильные аварии или убийства, случающиеся на фоне употребления алкоголя.

Поколенческие алкогольные предпочтения

Тем не менее, по мнению исследователей, можно рассчитывать, что мужская смертность от потребления алкоголя в России будет снижаться. Причина этого в том, что в последние десятилетия в обществе происходила трансформация культуры алкогольного потребления. Если в период горбачевской антиалкогольной кампании у населения был ничтожный выбор алкогольных напитков, включающий самогон и прочие напитки домашнего производства, то со сменой экономического строя ситуация кардинально изменилась. На рынке появились всевозможные сорта элитного алкоголя, вин, а также пива, которое стало вытеснять водку как самый популярный алкогольный напиток.

Яковлев и Куэнг в своем исследовании анализируют, как менялись алкогольные предпочтения российских мужчин в советские времена и после распада СССР. Так, мужчины, рожденные в 60-е годы и ранее, начало молодости которых пришлось на времена СССР, до сих пор в большинстве своем предпочитают водку. Исследователи уточняют, что на любителей водки из этой возрастной когорты приходится 60% потребителей алкоголя среди мужчин. Среди младших поколений популярность водки значительно снижается. Так, среди тех, кто родился в 70-е, водку предпочитают 48%. Среди рожденных в 80-е и 90-е любителей водки еще меньше – 32 и 19% соответственно. В то же время доля потребляемого пива в этих возрастных группах составила 20%, 36%, 56% и 68% соответственно.

Вопрос меньшего зла

Если сравнивать водку и пиво, то водка традиционно считается более опасной. И дело не только в ее свойствах – крепости, качестве и т.п. Алкогольное отравление, как показывают исследования, чаще всего наступает, в первую очередь, не от плохого качества алкоголя, а вследствие его чрезмерного употребления, пьянства, которое характерно именно для любителей водки.

Соответственно, как отмечают исследователи, мужчины, которые предпочитают пиво, имеют меньший риск умереть. Эта гипотеза, как рассказал Яковлев, была подтверждена с помощью регрессионного анализа, который показал, что действительно среди людей, в том числе одинакового возраста, смертность заметно больше среди тех, кто предпочитает водку.

В результате анализа исследователи делают оптимистичный вывод, что даже при сохранении существующего положения вещей – цен на алкогольную продукцию и т.п. – мужская смертность в России сократится на треть в течение ближайших двух десятилетий, что будет обусловлено все большим падением популярности водки как алкогольного напитка.

Ранее в своих докладах Евгений Яковлев отмечал, что снизить мужскую смертность могут такие меры, как повышение цены на водку и сохранение или даже снижение цены на пиво. Однако это достаточно сложный вопрос, охватывающий такие темы, как последствия пивного алкоголизма и потребление алкоголя среди наиболее маргинальных слоев населения. Контрафактный алкоголь, как подтверждают исследования, до сих пор не утратил популярность среди россиян. Поэтому, по мнению ряда экспертов, есть риск, что наименее образованные, необеспеченные и т.п. потребители алкоголя могут переключаться с водки не на более доступное пиво, а на дешевый контрафактный алкоголь.

См. также:

Продолжительность жизни в России растет
Контрафактный алкоголь остается проблемой для России
Женатые и богатые пьют больше, чем бедные и холостые
Процент смертности дружит с процентом алкоголя

 

Автор текста:Селина Марина Владимировна,16 июля, 2015 г.