Этические постулаты, заложенные в религии, могут влиять на многое: отношение к себе и к окружающим людям, семейные установки, образ жизни, бытовые практики. Так, по мнению немецкого классика социологии Макса Вебера, протестантизм внес вклад в рационализацию ведения хозяйства в Западной Европе. Французский патриарх социологии Эмиль Дюркгейм обратил внимание на другую сторону этого религиозного направления — демографическую. Он отмечал более высокую интенсивность самоубийств среди протестантов, которую отчасти объяснял «духом свободомыслия, которым проникнута эта религия».
Впрочем, связь «здоровья духа» и «здоровья тела», религиозной принадлежности (традиционные европейские католицизм и протестантизм) и демографических показателей так и остается дискуссионным вопросом. Александр Рамонов попытался обрисовать контуры ответа на него в статье «Католичество или протестантизм? Здоровье и благополучие пожилых людей различного вероисповедания в европейских странах» , опубликованной в журнале «Демографическое обозрение».
Работа Рамонова опирается на данные масштабного международного обследования здоровья, здорового образа жизни и уровня доверия к врачам ISSP (International Social Survey Programme: Health and Health Care 2011). Обследование охватило 29 стран, проводилось по единой методологии (выборка по каждой из стран репрезентирует все ее население) и включало общие блоки вопросов об образовании и уровне жизни респондентов, а также тематические блоки о здоровье: оценку собственного самочувствия, уровень доверия к врачам и здравоохранению в целом.
Александр Рамонов сосредоточился на 14 странах Западной и Восточной Европы, выборки которых включают и католиков, и протестантов в возрасте от 55 лет. Для анализа влияния религиозной принадлежности и религиозной активности на оценку респондентами собственного здоровья как плохого исследователь разделил страны на две крупные группы, близкие территориально и по уровню социально-экономического развития. В первую группу входят девять стран – Швеция, Дания, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Франция и Португалия (выборка – 6435 человек), во вторую – пять стран: Словения, Словакия, Литва, Чехия и Польша (2444 человека).
В первой группе доля респондентов-католиков составляет 43%, во второй – более чем в полтора раза больше, 73%. При этом в первой группе протестантов – 27%, а во второй – лишь 4%. Оставшиеся доли (30% и 23% для одной и другой группы соответственно) – это представители других религиозных направлений.
Для анализа влияния религиозных установок на самочувствие европейцев исследователь использовал логистическую регрессию. Зависимой переменной стала оценка собственного здоровья как плохого. Для всех 14 стран свое самочувствие определили таким образом 8,9% респондентов, как среднее – почти треть (30,3%), хорошее – 41,8%, очень хорошее – 15,5%, отличное – 3,5%.
Независимыми переменными стали социальный статус – уровень образования (выше среднего специального) и положение на рынке труда (среди респондентов 14 стран работают 24%, находятся на пенсии 64%), религиозная принадлежность и религиозная активность (посещали церковь раз в неделю и чаще 16% респондентов всех 14 стран), а также специфические показатели здоровья. К последним относятся индекс массы тела, рассчитанный на основе роста и веса респондента (высокие значения индекса говорят о полноте, а следовательно, и повышенных рисках гипертонии и других сердечно-сосудистых болезней), а также регулярная утренняя зарядка.
В моделях также учтены пол и возраст. В ряде исследований уже было показано, что, хотя женщины в среднем живут дольше мужчин, доля жизни, проживаемая с плохим здоровьем, у них существенно выше. Особенно это характерно для стран Восточной Европы.
Результаты подсчетов приведены в таблицах 1 и 2. Первая таблица дает общие результаты, вторая – страновые эффекты. Показатель Exp.(B) в обеих таблицах представляет собой экспоненту коэффициента связи и говорит о силе линейной взаимосвязи. Если он больше 1, можно говорить о положительной связи, то есть о том, что наблюдается негативное влияние соответствующего показателя на здоровье. Если этот показатель близок к 1, то линейная связь отсутствует. Значок Sig. фиксирует значимость коэффициентов взаимосвязи. Если он ниже 0,05, то можно говорить о наличии линейной взаимосвязи.
Подсчеты показали, что вероисповедание и религиозная активность (при учете страны, параметров образа жизни и социально-экономических характеристик) во всех моделях – незначимые для здоровья аспекты (таб.1). Графа «религиозная принадлежность: католики по сравнению с протестантами» дает Exp., близкую к единице (0,92 для региона в целом; 1,03 для модели Западной Европы). Exp. стремится к единице и в показателе «посещение религиозных служб» (0,82 для Европы в целом и 0,94 – для Западной).
Таблица 1. Бинарная логистическая регрессия факторов плохого самочувствия среди людей в возрасте от 55 лет в Европе в целом и отдельно по группам стран.
Источник: статья А. Рамонова
Во всех моделях, даже при учете возраста, страновых нюансов и примет здорового образа жизни, избыточный вес значимо увеличивает вероятность плохого здоровья, подчеркивает эксперт. Так, индекс массы тела выше 30 (это критическое значение этого параметра) дает Exp. со значением 1,66.
И, напротив, зарядка или легкая тренировка хотя бы раз в неделю положительно влияют на общее самочувствие в единой модели (Exp. 0,67) и в Западной Европе (0,46). В Восточной же Европе этот показатель оказался незначимым (Exp. 0,88, то есть близок к 1).
В ходе исследования также выяснилось, что продолжение трудовой деятельности в пожилом возрасте незначимо во всех моделях (таб. 1): Exp. составляет 0,79 для 14 стран (для графы «работа» взята категория людей от 65 лет, так как в 55 лет многие еще не уходят на пенсию). Такую незначимость автор статьи объясняет тем, что распространенность оплачиваемой занятости в возрасте от 65 лет крайне низка, причем за этим могут стоять не только физиологические, но и институциональные ограничения.
По сравнению с другими европейскими странами, в Португалии среди пожилых людей наблюдается «эффект негативных ожиданий», отмечает Александр Рамонов (Exp. 1,91; таб. 2). Похожее явление, судя по ряду исследований, характерно и для другой страны Южной Европы – Испании, добавляет эксперт. «Исключительное положение Португалии на фоне других стран... заслуживает внимания со стороны как научного сообщества, так и политических организаций в рамках ЕС», – считает Рамонов.
Среди восточноевропейских стран пессимистичная оценка здоровья пожилых свойственна Литве. Причем по этому признаку она контрастирует не только со странами своей группы, но и с остальными странами европейского региона, подчеркивает исследователь.
Таблица 2. Эффекты стран.
Источник: статья А. Рамонова
Таким образом, влияние страновой принадлежности на здоровье оказывается значимым, хотя и избирательным. Религиозные же особенности, напротив, не играют роли для физического самочувствия. Ясно, что для здоровья имеют значение и такие факторы, как объективное состояние организма (вес, наличие тех или иных болезней) и образ жизни, нацеленный на поддержание хорошей физической формы, заключает Александр Рамонов.
См. также:
Смертность снижается неравномерно
Плохое здоровье не мешает пожилым россиянам долго работать
Продолжительность жизни в России растет
Число трагических смертей среди пожилых снижается
В демографии России немало подводных камней
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!