За последние пять лет резко возросло количество международных программ двойных или нескольких дипломов, особенно по таким жизненно важным специальностям как медицина, право, инженерное дело, педагогика и бизнес, отметили эксперты Международной ассоциации университетов (International Association of Universities – IAU) в докладе об интернационализации высшего образования за 2014 год. Однако вопрос количества здесь не главный. Важно понять смысл этого направления интернационализации вузов.
Благие цели, многообещающее название и размытость сути – так можно охарактеризовать сегодня программы двойных дипломов, считают некоторые эксперты. В их числе и Джейн Найт, которая отмечает отсутствие единого понимания этого сюжета в образовательном сообществе. Такая ситуация понятна: разных форм международного партнерства вузов довольно много.
В итоге возникает терминологическая путаница. Вот один из примеров. Обычно программы двойных дипломов предполагают академическую мобильность, но есть форматы, при которых студенты, хотя и учатся по двум программам – своей и иностранной – и получают двойной диплом, но всю учебу проходят в родном вузе. Дело в том, что отправка преподавателей за рубеж намного дешевле отправки студентов, и, кроме того, происходит бум онлайн-преподавания. Однако возникают сомнения в том, что такой формат полностью соответствует программам двойных дипломов.
Специалистам пора определиться с элементарными вопросами: что представляют собой программы двойных дипломов и в чем их отличие от других программ, придающих компетенциям молодежи международное измерение? Четких ответов на эти вопросы нет, и легитимность двойных дипломов вызывает сомнения, считает исследователь.
Статья Найт с красноречивым названием «Ведут ли совместные образовательные программы и программы двойных дипломов к обесцениванию образования?» опубликована в свежем номере «Международного высшего образования» (лето 2015 года).
Джейн Найт четко классифицирует разные форматы интернациональных межвузовских проектов. Так, программа двойных дипломов разрабатывается и реализуется при участии двух или более вузов разных стран. Причем по результатам обучения выпускникам присваивается квалификация каждого из университетов, который участвует в программе.
Это явление не стоит путать, во-первых, с совместной образовательной программой, а во-вторых, с программой совместного научного руководства (co-tutelle, буквально – «совместное опекунство»). По завершении совместной образовательной программы студент получает единый общий диплом, выданный двумя вузами-партнерами. В формате же co-tutelle предполагается участие нескольких вузов, но в итоге студент получает только диплом того университета, в который он непосредственно зачислен.
В целом программы двойных дипломов приносят значимые выгоды как студентам (для карьеры двойные компетенции – несомненный бонус), так и самим университетам. Вузы повышают свои позиции в рейтингах, получают доступ к новому экспертному потенциалу, улучшают статистику выпуска. Вместе с тем, такие программы подразумевают немало нюансов, ведь гармонизировать жизнедеятельность разных вузов оказывается непросто.
Различия законодательства, систем контроля качества образования, процедур аккредитации, методов преподавания, подходов к оплате обучения, экзаменационных требований – вот лишь некоторые фундаментальные вопросы, которые должны решить университеты, планирующие открыть программы двойных дипломов. «Сверка часов» между вузами в этих вопросах может идти напряженно, но это не единственная проблема.
К программам двойных дипломов существует немало претензий. Часть касаются добросовестности провайдеров программ: с появлением новых проектов двойных дипломов увеличивается и количество игроков на образовательном поле. Среди них есть и не совсем честные.
Отсюда проистекает и другая претензия: неопределенность в обеспечении качества присваиваемых квалификаций. Наконец, существуют и этические вопросы, касающиеся объема учебной нагрузки и требований к получению двойного диплома. Некоторые эксперты считают, что программы двойных дипломов «ведут к двойному учету учебной нагрузки, ставя, таким образом, под сомнение качество выдаваемых дипломов», подчеркнула Найт.
Топ-5 вопросов к двойным дипломам
Джейн Найт предложила следующие сюжеты для размышления:
Ответы на эти вопросы повысят доверие к двойным дипломам, считает исследователь. Пока же репутация двойных дипломов нередко оказывается нелестной.
См. также:
Общению нужно учиться
Вузам необходима международная интеграция
Стажировки должны стать доступнее
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Мобильность студентов возрастет
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!