Выведение экономики на инновационную траекторию развития является безальтернативным требованием современного этапа рыночных преобразований. Без преодоления технологического отставания и развития собственного инновационного потенциала отечественных компаний нельзя надеяться на новый виток экономического роста.
Пути инновационного развития в России обсуждаются давно, однако ситуация не сдвигается с мертвой точки. Возможно, это происходит потому, что планка поднята слишком высоко. Под инновациями часто подразумеваются абсолютно новые научные и технологические решения, хотя в мире большинство инноваций являются лишь созданными комбинациями уже существующих знаний, утверждают Михаил Шушкин и Сергей Александровский в статье «Модель реализации стратегий имитации компаниями».
«В российском обществе термин «имитация» употребляется, как правило, в негативном контексте. В то же время стратегия, основанная на имитации, может быть даже более ценной для роста компании, чем стратегия, основанная на инновации», - подчеркивают экономисты.
Имитация позволяет компаниям, позднее пришедшим на рынок или не обладающим ресурсами для собственных исследований и разработок, развиваться и участвовать в конкурентной борьбе. Компании начинают с имитации, чтобы учиться у инноваторов и лидеров рынка, и со временем развивают собственные инновационные технологии и продукты.
Так, компания BMW не изобрела автомобиль, но стала одним из лидеров авторынка, благодаря улучшениям в производстве автомобилей. Компания IBM не изобрела персональный компьютер, но смогла вывести персональный компьютер на массовый рынок и занять лидирующую позицию. Компания LEGO несколько раз подавала в суд на конкурентов, копирующих ее продукт, но сама позаимствовала идею своего продукта у другой компании.
Александровский и Шушкин выделяют три типа стратегий имитаций, которые могут успешно использоваться и в российской практике:
Практика имитации продуктов широко распространена в Китае, прежде всего, в электронике и автомобилестроении. Например, автопроизводитель Chery скопировал дизайн и конструкцию Daewoo Matiz; Shuanghuan Automobile выпустила на рынок автомобиль Bubble’ом, являющийся клоном Smart ForTwo; Great Wall был замечен в копировании таких известных марок, как Fiat Panda, BMW X5, Scion XB.
Успешными примерами более сложного, межотраслевого заимствования технологий авторы исследования называют систему iDrive в автомобилях BMW, заимствованную из игровой индустрии, а также ударопоглощающие материалы в продуктах Nike, заимствованные из гонок Формула-1.
Компании, использующие стратегию творческой имитации, занимают выжидательную позицию до тех пор, пока на рынке не появится инновационный продукт, который имеет ряд недостатков, но обладает высоким потенциалом. В течение короткого периода времени компании, использующие творческую имитацию, предлагают свои версии нового продукта, которые способны лучше удовлетворить потребителя, более желанны и обеспечены платежеспособным спросом. Их инновации, на первый взгляд, сложно назвать заимствованиями. И ценятся они гораздо выше простых копий.
«Хотя инновация вносит больший вклад в создание устойчивого конкурентного преимущества, чем творческая имитация, исследования показывают, что большинство инноваций относятся к творческой имитации», - подчеркивают авторы статьи. Так, IBM, P&G и Seiko были обязаны своим лидирующем положением на рынке именно стратегии творческой имитации.
Александровский и Шушкин убеждены, что реализация стратегии имитации для отечественных компаний уже в ближайшее время позволит достичь эффекта импортозамещения в ряде отраслей российский экономики. Благодаря различным стратегиям заимствования можно сократить сроки создания и вывода новых продуктов на рынок, а в долгосрочной перспективе – преодолеть технологическое отставание отечественных компаний и сформировать на этой основе конкурентные преимущества, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
См. также:
Коррупция мешает внедрению инноваций
Российская экономика не нуждается в инновациях
Кадровый и финансовый голод мешает внедрению инноваций
Инновациями в России заведует государство
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!