Предшествующие исследования объясняли высоту визовых барьеров размером ВВП, географией, торговыми и туристическими потоками, а также опасностью терроризма. Стажер-исследователь научно-учебной лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ Камила Грачева, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Леонид Полищук и преподаватель этого факультета Александр Яркин, а также Кун Шурс впервые проанализировали связь визовых барьеров с формальными и неформальными институтами. В ходе исследования были задействованы данные международной статистики.
Экономисты привыкли считать, что совершенствование институтов – «правил игры» в экономике и обществе – улучшает жизнь граждан, но верно ли, что лучшие институты устраняют или, по крайней мере, снижают визовые барьеры? Оказывается – не всегда, ответ зависит от того, о каких именно институтах идет речь, показали результаты исследования.
Авторы исследования выделили две основные категории формальных институтов – институты-услуги и институты- правила.
Институты-услуги – это предоставляемые государством общественные блага и факторы производства, они повышают производительность в экономике, тем самым, и общественное благосостояние. Улучшение институтов-услуг, как подтвердилось в ходе исследования, действительно снижает визовые барьеры. Оно создает благоприятные возможности для экономической деятельности в собственной стране, а для принимающих стран снижает риски нелегальной миграции и других нарушений визового режима.
Иначе обстоит дело с институтами-правилами, которые препятствуют незаконной деятельности и вообще обогащению за чужой счет – экономисты называют его «рентоориентированным поведением». Улучшение институтов-правил (судебной системы и вообще правоприменения, недопущения коррупции и т.д.) заставляет тех, кто склонен к такого рода деятельности, искать удачи за границей. А это, как пояснил Леонид Полищук, настораживает принимающие страны, заставляет консульских работников более придирчиво рассматривать заявки на визу и чаще отклонять их.
Однако такие ситуации характерны не для всех стран и зависят от уровня нравственности и законопослушности в обществе. В стране, где присутствует уважение к закону, а большинство людей придерживаются высоких моральных норм, риски «вытеснения» за границу «борцов за ренту» невелики. Там высокое качество национальных институтов обоих типов не осложняет зарубежные поездки. Риски нарушения визовых правил и ужесточения визовых требований и ограничений повышает аморальность и пренебрежение к закону, отметили исследователи.
Авторы исследования разработали теорию, воспроизводящую такого рода эффекты, и подтвердили ее с помощь данных международной статистики. Для измерения институтов были использованы стандартные индикаторы инициированного Всемирным Банком проекта GovernanceMatters. Моральные нормы оценивались по материалам опросов WorldValuesSurvey, а для оценки визовых барьеров использовалась информация из различных источников, в том числе та, которыми пользуются авиакомпании при регистрации пассажиров на международные рейсы.
«Для россиян процент отказов в американских и особенно шенгенских визах невелик, он не превышает 5% и 10% соответственно», – рассказал Леонид Полищук. Для ряда стран процент отказов в таких визах достигает 30% в случае с ЕС и 60% при запросе визы в США.
Российский паспорт по своей силе находится выше медианы. В 2013 году россиянам был открыт безвизовый въезд в 95 стран. Наибольшей силой обладают скандинавские паспорта. Жители этих стран могут ездить без виз в 173 страны.
См.также:
Отмене виз препятствуют политические разногласия
Туризм поддержал сектор услуг
Модернизация убивает социальные нормы
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
Россияне в Турции – посткризисная динамика
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!