У детей дошкольного и младшего школьного возраста существует вполне «взрослое» представление о справедливости, показали заведующий лабораторией психофизиологии Института психологии РАН Юрий Александров и аспирант лаборатории Ирина Знаменская в исследовании «Моральное поведение как компонент экологии человека». Доклад прозвучал в рамках Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность», которая состоялась в Высшей школе экономики.
Они изучили моральные установки детей с помощью эксперимента, в котором «свои» отбирали у «чужих» жизненно важные для вторых ресурсы. Иными словами, «свои» выступали в роли агрессоров, а «чужие» были жертвами.
Оказалось, что если в 3-4 года малыши часто склонны горой стоять за «своих», даже если те поступили неправильно, то в 5-6 лет дети уже чаще встают на сторону тех, кого несправедливо обидели, пусть даже этот выбор, скорее, интуитивный.
Впрочем, двумя-тремя годами позже дети уже могут обосновать свое решение, а к 10-11 годам уже полностью осознанно поддерживают «чужих», оказавшихся в роли жертвы. При этом дети апеллируют к ключевым понятиям морали, прежде всего к «принципу ценности жизни любого существа», отметили Александров и Знаменская.
Еще один любопытный вывод исследования состоит в том, что взрослые в условиях стресса порой пренебрегают моральными заветами и чаще поддерживают «своих», даже если те не правы.
В проекте участвовали 90 детей в возрасте от трех до одиннадцати лет. Им предлагали рассудить воображаемые конфликты (использовались индивидуальные интервью). На одной стороне были инопланетяне или животные («чужие»), на другой – люди («свои»). При этом люди отбирали у «чужаков» жизненно важные для тех ресурсы – воду, дома и пр.
Для малышей 3-4 лет «чужой» нередко воспринимается как «враг». Но через год-два отношение к «чужим» меняется – они оцениваются уже не как «плохие», а просто как «другие». По словам Ирины Знаменской, к 5-6 годам у детей преобладает стратегия поддержки «жертв», если ими оказались домашние и дикие животные (в данном случае, собаки и белки). При этом рационально обосновать свой выбор ребята такого возраста еще не могут.
Зато к 7-9 годам дети уже умеют объяснять решения таких моральных дилемм. Причем, комментируя свой выбор, они оперируют моральными установками, принятыми в обществе: замечают, что нельзя обижать слабых, издеваться над животными, уточнила Знаменская.
В конфликте с инопланетянами стратегия поддержки «жертвы» преобладает у детей к 10-11 годам. В этом возрасте они поясняют свой выбор ключевой моральной установкой – о ценности жизни любого индивида. Здесь может сказываться «воспитание чувств» и накопление некоего культурного капитала: в процессе взросления дети учатся сочувствию к живым существам и овладевают правилами поведения. Кроме того, к этому возрасту они начинают рассуждать более объективно – например, принимают во внимание обе стороны конфликта, отметила исследователь.
Другой частью эксперимента стало сравнение выбора детей и взрослых (в среднем 30 лет) в решении моральных дилемм. При этом взрослые были поделены на две группы. У участников одной из них был искусственно вызван стресс (в ходе эксперимента им предложили сыграть в компьютерную игру, причем «закадровый» голос оценивал каждый их шаг как неудачный).
Среди людей, не испытывающих стресс, все поддержали «чужих», рассказала Знаменская. В группе же «со стрессом» восприятие ситуации менялось: респонденты часто задавались вопросом, какое им дело до нужд инопланетян, и считали, что стоит все равно отобрать у них воду, отметила докладчик. Иными словами, пребывавшие в стрессе взрослые в меньшей степени руководствовались моральными правилами; решения, которые были вполне ясны младшеклассникам, оказались неочевидными для зрелых людей.
Отсюда вытекает второй вывод исследования. В условиях стресса нравственное отношение к «другим» регрессирует в сторону более раннего детского, заключила Ирина Знаменская. То есть «стрессированные» взрослые начинают «по-детски» поддерживать «своих», даже если те не правы.
См. также:
Подростки выстраивают границы между личным и публичным
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!