Овладение английским языком – один из важных аспектов процесса образования для современных студентов. Вчерашние абитуриенты, начинающие обучение в бакалавриате, уверены, что английский обязательно пригодится им в будущей профессиональной деятельности. Опросы подтверждают, что студенты готовы вкладывать немалые усилия и время в изучение языка, особенно если речь идет об английском, знания которого в последние годы стали восприниматься как само собой разумеющийся навык современного человека.
Тем не менее с осознанием целей и задач изучения английского у студентов есть некоторые проблемы. Речь идет о понимании того, каких конкретных навыков необходимо достичь в процессе обучения. В ходе исследования Мария Курьян и Елена Воронина провели опрос среди студентов специализации «Менеджмент», обучающихся в филиале ВШЭ в Нижнем Новгороде. Учащимся было предложено заполнить опросник «Мои ожидания от курса «Английский язык»: учебные цели и способы их достижения»*. Результаты исследования были представлены в НИУ ВШЭ на I международной научно-практической конференции «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы».
Анализ ответов респондентов показал, что подавляющее большинство студентов видят в качестве основной цели курса умение правильно говорить на английском языке, используя релевантную лексику в зависимости от контекста. Эффективности в этом, по мнению студентов, можно достичь, в первую очередь за счет практики речевого общения на занятиях. В качестве других приоритетных способов овладения навыками говорения студенты указали объяснения преподавателя, работу с видео и телевизионным контентом, а также речевую практику вне занятий. Работа с учебником и словарем кажется студентам менее продуктивной частью изучения английского языка. При этом, как отметили Мария Курьян и Елена Воронина, реализация «умения правильно говорить» не ассоциируется у студентов с освоением грамматического и фонетического аппарата, что является неотъемлемым условием хорошего знания иностранного языка.
Результаты опроса свидетельствуют, что представления о роли иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов нельзя назвать сформировавшимися. «Студенты рассматривают цель «хорошо», «уверенно» владеть иностранным языком как некую абстракцию, до конца не осознавая, на какие компоненты раскладывается процесс ее реализации», – прокомментировала Мария Курьян.
Авторы считают, что выявление осознанности на ранних этапах обучения помогло бы своевременно сориентировать студентов и повысить их мотивацию к обучению.
*Для проведения опроса использовалась форма, разработанная Б.Кумаравадивелу (2003)
См. также:
Обучение не всегда ведет к росту человеческого капитала
Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Нерадивые студенты становятся подсудимыми
Отношение к списыванию в вузах определяет его масштабы
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!