Преподаватели вузов ценят в своей профессии, в первую очередь, ее творческий характер и возможности самореализации. Для них важно, чтобы работа отвечала их интересам и образованию. Они ожидают и профессионального роста. Значимость этих критериев выросла за последние годы, отмечается в публикации ВШЭ «Трудовые стратегии преподавателей вузов», которая представляет собой выпуск № 12 за 2015 год Мониторинга экономики образования.
Социальные бонусы преподавания – гибкий график работы, независимость и длинный отпуск – наоборот, потеряли несколько «очков». Тем не менее, эти критерии остаются значимыми для педагогов. Определенной «магией» обладает и само место работы: теплый климат в коллективе, высокая репутация учебного заведения, его научные возможности, отношения с руководством.
При этом «рекрутировать» преподавателя в другую профессию, например, клерка в крупной компании, – с более жестким графиком, однообразием труда и отсутствием самостоятельности – может только высокая зарплата, примерно 100 тысяч рублей в месяц. Таким образом, вузовские педагоги согласны променять все плюсы своей профессии только на действительно большие, по нынешним временам, деньги. Решающими же остаются нематериальные мотивы преподавательской профессии.
Основные мотивы выбора профессии преподавателя вуза не изменились по сравнению с 2010 годом, показал всероссийский опрос педагогов высшей школы (рис. 1). Так, почти для 70% респондентов необходимо, чтобы работа была творческой, интересной, для 44% – чтобы она соответствовала их склонностям и образованию. Почти треть – 32% – высоко ценят перспективы профессионального роста, а 30% «голосуют» за общение с молодежью. Актуальность этих критериев, общий знаменатель которых – самореализация, подросла за последние четыре-пять лет.
Другая группа факторов – «социальные бонусы» (они связаны с режимом работы, продолжительностью отпуска, возможностями самостоятельной работы) – немного потеряли в значимости. В 2014 году их отметили как приоритетные от пятой части до четверти опрошенных.
Рисунок 1. Факторы привлекательности труда преподавателя вуза (в процентах от численности ответивших).
Источник: Мониторинг экономики образования, выпуск 12 за 2015 год.
Менее существенными информанты считают высокий престиж профессии (притом его значимость подросла с 7 до 10%), возможность подработки, стабильность работы и достойный уровень зарплаты.
Таким образом, моральные стимулы преподавания преобладают над материальными, подчеркивается в публикации.
Важным аспектом мотивации труда педагога оказывается и конкретное рабочее место. Для респондентов значимы климат в коллективе, график работы, хорошие взаимоотношения с руководством и репутация вуза.
Причем абсолютным лидером оказалась теплая атмосфера в коллективе: за нее «проголосовали» 68% опрошенных (рис.2). Этот критерий подрос почти на 4 процентных пункта по сравнению с 2010 годом. На 10% увеличилась значимость высокой репутации университета – до 42% в 2014 году. Укрепили позиции и условия труда на рабочем месте и высокий научный потенциал коллектива (по 26% в 2014 году).
Рисунок 2. Факторы привлекательности работы в избранном вузе (в процентах от численности ответивших).
Источник: тот же.
Более четверти опрошенных полагают, что для их вуза характерны хорошие отношения сотрудников с руководством. Каждый пятый особо выделил учебные программы и хороший контингент студентов.
В зависимости от типа мотивации педагогов вузов можно разделить на четыре группы. Первая группа – 30% опрошенных – ориентированы на карьеру. Почти для всех из них приоритетны престиж учебного заведения и творческий характер работы. Около половины акцентируют возможности профессионального роста и немалые научные резервы коллектива.
Вторая группа – 26% – сфокусирована на досуге. Более 80% считают важным нежесткий график работы в целом и удобный график в данном вузе, около половины ценят резервы свободного времени.
Третья группа – 27% – стремится достичь комфорта. Для двух третей ее состава принципиально важно соответствие работы их склонностям, треть подчеркивает хорошие отношения с руководством, четверть – благоприятные условия труда.
Четвертая группа – 17% – любит общаться с молодежью.
В 2014 году официально подрабатывали внутри учебного заведения почти половина преподавателей вузов. Чаще всего это занятость на программах дополнительного образования (22%), хозрасчетных научно-исследовательских работах (14%) и подготовительных курсах (8%).
Больше половины всех педагогов имели дополнительную работу помимо преподавания в вузе. При этом их доля сократилась с 67% в 2006 году до 56% в 2014 году.
В целом вторичная занятость профессуры уменьшилась с 2010 года во всех сферах, наиболее существенно – в 2013-2014 годах по ряду направлений (рис.3).
В первую очередь это коснулось преподавания. Доля преподающих в других государственных вузах сократилась с 2010 года с 23% до 15%, в негосударственных – с 14% до 6%, на других программах – с 14% до 9%, на подготовительных курсах – с 7% до 3% и пр. Упала и доля тех, кто занимался редактированием, реферированием и написанием книг (с 16% до 10%).
Рисунок 3. Структура вторичной занятости штатных преподавателей вузов (в процентах от численности ответивших).
Источник: тот же.
По «портфелю» подработок респондентов можно разделить на четыре группы. Первая (23% опрошенных) и вторая (31%) группы ориентированы на преподавание в качестве подработки. Но при этом в первой группе 31% трудятся в других госвузах, 46% - в других негосударственных, 66% - на каких-либо еще образовательных программах. То есть преподавание этой группы респондентов можно назвать «диверсифицированным».
Во второй же группе, напротив, наблюдается «централизация»: большая ее часть преподает в государственных вузах, меньшая – занимается репетиторством. При этом в обеих группах мало распространено занятие научными исследованиями в качестве второй работы.
Третья (18% опрошенных) и четвертая (28%) группы ориентированы как раз на научную работу. Но третья, в отличие от четвертой группы, писала на платной основе книги и статьи. В третьей группе также довольно активно практикуется преподавание.
Намерение сменить работу свидетельствует о недовольстве ею. С 34% в 2006 году до 19,8% в 2014 году снизилась доля преподавателей, которые хотели бы поменять место работы или перестать работать вообще. Среди штатных преподавателей доля таких респондентов в принципе меньше. За 2010 – 2014 годы она сократилась с 22% до 18%. Это показывает, что привлекательность работы преподавателя вуза выросла.
Среди желающих сменить место работы увеличилась определенность: в 2010 году не знали, куда перейти, 19%, а в 2014 году – 15%. «Среди остальных наиболее велика доля тех, кто хотел бы уйти на преподавание в другом государственном вузе, – отмечается в статье. – Она выросла с 16% в 2010 году до 21% в 2014 году, что также подтверждает рост привлекательности профессии».
Требования к зарплате, которая заставила бы преподавателя перейти на нетворческое рабочее место - например, место клерка в крупной компании (когда труд регламентирован по времени, степени автономии и разнообразию и предполагает иерархические отношения), растут (рис.4). Чтобы «перевербовать» педагога вуза в офисную сферу, в 2006 году необходимо было предложить 46 тысяч рублей, а в 2014 году – 102 тысяч рублей.
Это означает, что зарплата преподавателей растет, и для того, чтобы при поиске места сработал в первую очередь материальный стимул, нужна все большая сумма. Впрочем, если сделать расчеты в реальных ценах, с учетом индекса потребительских цен, то эта сумма почти не изменилась за 2010 – 2014 годы.
Ясно, что представления о стоимости рутинной работы в Москве и регионах намного различаются. «Цена» перехода к однообразному офисному труду для жителей столицы – примерно 160 тысяч рублей, для регионов – около 84 тысяч рублей.
Рисунок 4. Уровень зарплаты, при которой педагоги вузов согласились бы перейти на нетворческую работу (среднее, тыс. руб., номинальные значения).
Источник: тот же.
«Запросы преподавателей зависят от их нынешних заработков, – подчеркивается в статье. – Чем они выше, тем большую сумму нужно предложить, чтобы «сманить» сотрудника на нетворческую работу».
См. также:
Преподавателям вузов нужен карьерный рост
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!