Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Россияне стали меньше тратить и больше сберегать

Россияне стали меньше тратить и больше сберегать

Россияне все чаще откладывают крупные покупки до лучших времен, предпочитая, если есть такая возможность, делать сбережения. При этом большинство опрошенных не верит в то, что текущий год в экономическом отношении окажется лучше прошлого, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге потребительских настроений россиян.

Стремление граждан меньше тратить и больше сберегать привело к тому, что в IV квартале 2015 года индекс потребительской уверенности (ИПУ) снизился относительно предыдущего квартала на два процентных пункта – до отметки -26%. Такие данные привел Росстат. Это одно из самых низких значений за последние шесть лет.

Правда, в первом квартале прошлого года ИПУ опускался до -32%. Настроение потребителей было хуже лишь в разгар предыдущих кризисов, например, в первом квартале 2009 года значение индекса снижалось до -35%, а в IV квартале 1998 года – до -58% (это наихудший показатель за всю историю наблюдений).

Еще один показатель – индекс благоприятности условий для крупных покупок относительно предыдущего квартала потерял четыре процентных пункта и составил -38%.

В целом, эксперты подчеркивают, что доля негативных ответов респондентов превышала долю позитивных по всем вопросам анкеты. Лишь 7% опрошенных сообщили о росте личного благосостояния в течение 2015 года, противоположного мнения придерживались 48%. Для сравнения, в третьем квартале, доли таких ответов составляли 9% и 46% соответственно. Большинство респондентов (31%) не надеются на улучшение своего финансового положения в 2016 году, и только 9% думают наоборот.

Общая ситуация в отечественной экономике тоже видится в мрачных тонах – 67% участников опроса негативно оценили произошедшие изменения, доля оптимистов составляет лишь 6%. При этом большинство респондентов не видит перспектив роста российской экономики в 2016 году – более трети (37%) ждут дальнейшего ухудшения, и только 16% надеются на изменение негативного тренда.

Анализ ИПУ по возрастным группам показал, что самая оптимистичная часть населения – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. Так, в IV квартале 2015 года ИПУ в этой группе составил -21%, что на четыре процентных пункта выше среднего показателя. Наибольший пессимизм проявляют люди старше пятидесяти лет. Вместе с тем, по мнению экспертов, настороженность вызывает резкое снижение уверенности в самой экономически активной группе – 30-49 лет. Здесь ИПУ в IV квартале упал до отметки -27% и почти сравнялся с показателем самой возрастной группы. Эксперты подчеркивают, что пока трудно дать однозначную трактовку этому явлению. Возможно это связано с процессами «реального сокращения занятости», которые набирают обороты в промышленности, строительстве, торговле и сфере услуг.

Рисунок 1. Индекс потребительской уверенности по возрастным группам населения

Источник: Росстат

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Низкодоходная и даже среднедоходная часть населения перешла на избирательно-сберегательную модель потребительского поведения, перенося покупку товаров длительного пользования в отложенный спрос. Данный вывод косвенно подтверждают данные Росстата по обороту непродовольственной розницы. Товарооборот по указанной группе товаров упал в ноябре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года в сопоставимых ценах на 14,6%.

Одновременно та часть населения, которая может себе это позволить, переводит финансовые средства в сбережения, создавая свои резервные фонды, и заранее пытаясь минимизировать возможное дальнейшее ухудшение ситуации.

Заметна высокая закредитованность населения, особенно тех, чьи доходы можно считать низкими и средними.

Наиболее серьезным негативным последствием происходящих событий может стать дальнейшая поляризация населения по уровню располагаемых доходов. От кризиса страдают все слои общества, но, как показывает мировая практика, население из верхних децилей, в относительном выражении, теряет меньше и восстанавливается гораздо быстрее, чем бедное население.

См. также:

Несетевая розница погрузилась в затяжной кризис
Ритейлеры сокращают ассортимент 
Оптовики готовят розницу к масштабному росту цен

 

Автор текста:Гринкевич Владислав Владимирович,28 января, 2016 г.