Иностранный язык студенты рассматривают как один из важных предметов, знания которого являются необходимым условием успеха в будущей профессиональной деятельности. Это доказывают результаты исследования, проведенного среди будущих журналистов, юристов и политологов – студентов факультетов права, социальных наук (департамента политической науки) и департамента медиа. Выборка включала студентов первого курса в возрасте 17-19 лет. Исследование проводилось в октябре 2015 года. Результаты исследования были представлены в НИУ ВШЭ на I международной научно-практической конференции «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы».
Мотивация – действенный инструмент в процессе образования. Предмет «иностранный язык» – особый случай, поскольку его знания оказываются необходимыми во многих профессиональных сферах деятельности, и студенты приходят в вузы высоко мотивированными к изучению языка. Тем не менее эффективности в обучении этому предмету не так просто достичь. Усвоение иностранного языка требует от учащегося упорной и регулярной, в том числе самостоятельной работы, поэтому вопросу мотиваций здесь необходимо уделять большое внимание.
В ходе исследования Анна Крутских использовала в качестве теоретико-методической основы модель мотивации учебной деятельности, которая включает такие мотивы, как познание, самосовершенствование, самоутверждение, обязанность и результат.
Рисунок 1
Опрос показал, что познание (заинтересованность в процессе познания) является ведущим мотивом к изучению иностранного языка для подавляющего большинства студентов всех факультетов. Также важную роль играет стремление к самосовершенствованию. Оно движет студентами в примерно половине случаев. А вот такая мотивация, как обязанность (чувство долга), оказалась совсем незначимой для будущих профессионалов.
Результаты исследования подтвердили, что при изучении иностранного языка ведущим видом мотивации к учебной деятельности является внутренняя мотивация. Достижение социального успеха в виде, например, одобрения со стороны одногруппников и похвалы от преподавателей является существенно менее слабым мотивом, чем интерес к обучению и желание совершенствоваться в профессиональном плане.
Один из выводов исследования заключается в том, что студент должен знать удовлетворяющий его ответ на вопрос, зачем он выполняет то или иное задание. «Ошибкой преподавателя часто является то, что он отсылает студента к абстрактной будущей полезности учебного материала, в то время как для него не всегда очевидна связь получаемых знаний и их практической значимости», – комментирует Анна Крутских.
На вопрос «Почему решили продолжать изучать иностранный язык?» от 72% до 85% студентов ответили, что иностранный язык необходим для будущей профессиональной деятельности. Также от 20% до 29% респондентов нуждаются в знании иностранного языка для обучения за рубежом и бытового общения. Поэтому, как отметила автор работы, стратегии обучения предмету должны строиться так, чтобы студент понимал, как изучаемый материал может быть применим на практике. При этом результаты исследования показали, что большинство студентов готовы отдавать на изучение иностранного языка достаточно большое количество времени – до трех часов в день.
См. также:
Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Самореализация важнее зарплаты
Вузам придется повышать мотивацию сотрудников
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!