Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Москвичи общественно активны в быту

Москвичи общественно активны в быту

Москвичам не свойственна гражданская пассивность. Больше половины из них готовы объединяться с единомышленниками ради общественных дел. Они больше, чем жители других городов России, доверяют людям и некоммерческим организациям, что говорит об общественном неравнодушии. Жители столицы чаще вовлечены и в гражданские практики онлайн. В то же время, по уровню офлайн-практик они мало отличаются от остальных россиян. Надо интенсивнее создавать среду для проявления общественной активности москвичей, считают директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова и научный сотрудник этого центра Ирина Корнеева.

Москвичи не склонны к «городскому молчанию» – гражданской инертности и нежеланию объединяться для общественных дел. 57% жителей столицы готовы кооперироваться с другими людьми ради совместной гражданской деятельности, если их интересы совпадают. Эта группа в два раза больше группы тех, кто не готов к объединению. Москвичам больше присуще доверие к другим людям и к НКО, которые служат институциональной основой столичного гражданского общества, отметили Ирина Мерсиянова и Ирина Корнеева в статье ««Городское молчание» в Москве: предпосылки и вовлеченность населения в практики гражданского общества».

Такая позиция жителей столицы означает предрасположенность к общественной деятельности. В то же время, если в гражданские онлайн-практики москвичи вовлечены гораздо чаще россиян из других регионов, то уровень участия в офлайн-практиках среди жителей столицы – не выше общероссийских цифр. Вместе с тем, москвичи более активно вовлечены в деятельность НКО – делают денежные пожертвования, участвуют в собраниях и работают в качестве добровольцев.

Таким образом, хотя жители Москвы проявляют гражданскую активность, нужно и дальше формировать инфраструктуру, которая создавала бы удобную среду для реализации общественной активности. В конце концов, гражданское неравнодушие – неплохой ресурс городского развития, подчеркивают исследователи.

Работа основана на данных, полученных в рамках Мониторинга состояния гражданского общества (2015), который ведется Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Это результаты двух всероссийских опросов населения: с охватом 43 субъектов РФ и выборкой 1500 человек (в том числе 131 москвич; 2014 год) и с охватом 83 субъектов РФ и выборкой 33200 респондентов (2011 год).

Гражданственность проявляется в быту

На общественную активность людей обычно влияют такие ценностные установки, как доверие к людям, готовность объединяться для совместных действий, чувство ответственности и ощущение возможности влиять на происходящее в доме, в городе и в стране, доверие к НКО и общественным инициативам и уровень субъективного благополучия.

Доверие к людям способствует взаимопомощи, обеспечивает социальную интеграцию и совместную деятельность людей. Москвичи, по данным исследователей, более склонны, чем население страны в целом, доверять как близким, так и более широкому кругу людей.

В то же время в целом уровень социального доверия невысок: лишь 28% жителей Москвы считают, что большинству людей можно доверять (по сравнению с 22% населения России в целом). Москвичей, соблюдающих осторожность в отношениях с людьми, оказалось более чем вдвое больше – 66% (а по России в целом – 75%). При этом по мере сокращения социальной дистанции уровень доверия растет: большинству людей из своего ближнего круга доверяет три четверти жителей столицы, а среди россиян в целом – 64%.

Готовность объединяться с людьми для решения общественных проблем изъявили свыше половины – 57% – москвичей по сравнению с третью населения страны в целом. Жители столицы готовы кооперироваться прежде всего для влияния на ситуацию в ЖКХ и бытовом обслуживании (21%), ради досуга, спорта и туризма (14%), благотворительности (12%) и управления (12%).

Дистанция сокращается, ответственность растет

По мере роста социальной дистанции чувство ответственности москвичей снижается. За ситуацию в доме и дворе чувствуют ответственность 84% москвичей, за происходящее в городе – 73% жителей столицы, а за события в стране – лишь 57%. Ответы остальных россиян похожи на ответы жителей Москвы.

С ответственностью связана и возможность повлиять на ситуацию в доме, городе и стране. Здесь виден тот же расклад: ситуация в доме наиболее доступна для влияния, ситуация в стране – наименее. 70% москвичей считают, что в той или иной мере могут повлиять на происходящее в их доме. В целом по России доля таких ответов явно выше – 81%, в первую очередь за счет тех, кто может повлиять в полной мере (30% среди россиян против 12% у москвичей). О возможности повлиять на происходящее в городе и стране говорили 53 и 36% москвичей, общероссийские показатели почти те же – и 55 и 39%. Среди «сфер влияния» москвичей фигурируют все те же досуг и туризм (19% ответов), ЖКХ (15%), благотворительность (14%). К ним также прибавляются образование и наука – 14% ответов. Эти оценки превышают аналогичные российские. 

Лучший способ повлиять на ситуацию в общественной жизни – личный пример, убеждены три четверти тех, кто вообще видит возможность такого влияния. Еще две опции – убеждение друзей (37%) и голосования на выборах (31%). Аналогичные общероссийские цифры – 64%, 36% и 34%. Четверть опрошенных москвичей «голосуют» за размещение информации в интернете и участие в деятельности общественных организаций. Акции протеста и выступления в СМИ непопулярны.

Таким образом, москвичи больше доверяют другим людям, но реже, чем население России в целом, видят возможности повлиять на происходящее в доме. Между тем, в Москве есть факторы, которые «могли бы усилить чувство сопричастности к городскому управлению», и среди них – развитая система обратной связи с городскими властями, напоминают Мерсиянова и Корнеева.

Люди больше доверяют НКО

Среди организаций гражданского общества москвичи чаще всего участвуют в домовых комитетах и подобных структурах (4%; население России в целом дает цифру – 1%) и спортивных, туристических, автомобилистских объединениях (тоже 4%; по населению в целом – 1%). На втором месте – профсоюзы, благотворительность и местные инициативы по защите имущественных, потребительских и прочих прав (все номинации – по 3%). В целом в работе общественных организаций приходилось участвовать 18% москвичей (17% среди населения России), но уровень участия жителей Москвы в конкретных видах НКО превышает общероссийские цифры.

Степень информированности о работе общественных объединений в стране высок: о таких организациях осведомлены 81% москвичей и 79% россиян в целом. Среди этих объединений москвичи часто называют ветеранские и профсоюзные, политические партии, садовые товарищества и благотворительные организации (свыше 50% респондентов во всех случаях). Доверие к деятельности хотя бы одной НКО испытывают 67% москвичей (из тех, кто вообще осведомлен о таких организациях; цифра среди россиян – 54%).

Таким образом, на более высокий уровень участия москвичей в работе НКО влияет более значительный уровень доверия к ним. Верно и обратное: «москвичи более активно вовлечены в деятельность разнообразных НКО, поэтому больше доверяют им», пишут исследователи.

Москвичи могли бы больше участвовать в общественной работе

Несколько выше, чем в целом по стране, и гражданская активность москвичей: в общественно-политических практиках приходилось участвовать 62% жителей столицы, в том числе офлайн – 59%, онлайн – 28%. Аналогичные показатели по стране – 59%, 55% и 18%. Среди самых популярных мероприятий офлайн – субботники, благоустройство подъезда, собрания жильцов, помощь людям в беде. При этом москвичи принимали участие в помощи таким людям чаще, чем население России в целом, – 13% против 7%; а вот в субботниках и благоустройстве подъезда – реже, чем в среднем по России: 19% против 26%. Письма в государственные органы, речи на собраниях и акции протеста непопулярны.

Зато среди онлайн-практик лидирует получение информации на сайтах госорганов (23% москвичей и 13% жителей России в целом). Далее идут реплики в блогах, соцсетях и на новостных сайтах (11% москвичей против 7% россиян в целом), в интернет-дневниках (9% против 4%).

Итак, москвичи оказываются лидерами по гражданской активности. В то же время, потенциал участия жителей Москвы в работе НКО много выше, уверены исследователи. Вот яркие данные: 44% москвичей считают, что к 2020 году большинство россиян будут вовлечены в работу общественных, благотворительных и других НКО для решения своих проблем и помощи другим людям. У россиян этот показатель – 37%. Среди москвичей 39% хотели бы помогать НКО деньгами – речь идет прежде всего о благотворительных акциях и организациях.

См. также:

Роль НКО в социальной сфере должна расти
НКО в Восточной Европе не стали серьезной силой
Средний класс чаще проявляет гражданскую активность

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,10 февраля, 2016 г.